Культура античного мира

Раздел: Книги

Шнише массивной мраморной плиты, как в амбразуре окна, выделяются два бюста римлян в тогах. Они изображены строго фронтально, рядом, плечо к плечу. Бюсты исполнены в высоком ^ рельефе — головы почти статуарны, лица слегка повернуты ДРУГ к другу. Они носят настолько явные черты семейного сходства, что не возникает сомнений в их близком родстве: у обоих широкие скулы, большие рты с толстыми губами, одинаковый вырез миндалевидных глаз, одинаково торчащие унга. Очевидно, перед нами портрет братьев; тот, который носит бороду, кажется старшим. Оба они некрасивы, сумрачно строги и торжественны в своих подчеркнуто спокойных потах (рис. 1, 2, 3).
Традиционным, почти каноническим жестом римских тогатусов братья придерживают на груди складки тоги — один правой, другой левой рукой. Кисти рук с длинными тонкими пальцами, направленные к друг другу, создают определенный ритм и усиливают впечатление внутреннего контакта между братьями. Складки одежды ложатся сухими, резкими, монотонно-вертикальными линиями; их схематичный рисунок подчеркивает плоскостность бюстов и тем сильнее выделяет объемную пластику голов.
Портреты исполнены в реалистическом духе раннеримского портретного искусства. Индивидуальные особенности лиц подчеркнуты резко, однако без детализации, свойственной многим портретам эпохи республики: вдесь скульптурные формы лаконичны и скупы. Крупной неглубокой резьбой переданы волосы, борода н усы.
Некоторый оттенок аскетической мрачности атому рельефу придают простые очертания тяжелой прямоугольной рамы. Лицевая поверхность рамы гладкая, без надписи, обработана лишь троянкой. Следы применения троянки без последующего заглаживание отчетливо видны и на всем фоне рельефа. Шероховатая поверхность фона составляет контраст тщательной
отделке бюстов. Задняя сторона плиты не обработана — очевидно, рельеф был вставлен в стену какого-то сооружения. Вырубленная в райе выемка с правой стороны и срез плеча правого бюста дают основания предполагать, что плита примыкала к выступу в стене, может быть карнизу или пилястру. Аналогичные композиции встречаются среди римских рельефов.
Рассматриваемый памятник принадлежит к числу редких образцов надгробной римской скульптуры. Подобные рельефы с семейными портретами в прямоугольных рамах встречаются почти исключительно в некрополях античного города Рима, где они украшали стены надгробных алтарей или фамильных усыпальниц римской знати. Несколько таких стел происходит из монументальных гробниц, сохранившихся и сейчас вдоль Аппиевой дороги, например из известной гробницы Цецилии Металлы; некоторые были найдены у Порта Маджоре, на Виа Кассия и в других окраинных районах античного города. Происхождение эрмитажного рельефа подтверждает его связь с этой группой римских памятников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *