Культура античного мира

Раздел: Книги

Рельеф был найден в одном из болотистых предместий Рима и в 1846 г. куплен архитектором А. Монферраном, строителем Исаакиевского собора в Петербурге. Монферрая, как известно, был страстным собирателем памятников искусства, в в середине прошлого столетия его коллекция насчитывала значительное число первоклассных античных скульптур, большинство которых поступило впоследствии в Эрмитаж. В каталоге собрания Монферрана, составленном в 1852 г.2, упомянута интересующая нас плита с рельефным изображением двух бюстов. Она отнесена автором каталога ко времени Северов (начало III в. н. э.) и воспроизведена в плохом гравированном рисунке. Это единственная публикация эрмитажного рельефа. Между тем среди аналогичных памятников, общее число которых вообще невелико, этот экземпляр выделяется своими художественными достоинствами.
Обычно такого типа римские надгробия представляют групповой портрет в виде рельефных бюстов или полуфигур, расположенных в ряд в нише мраморной или травертиновой плиты, заключенной в прямоугольную раму. На широком поле рамы большинства стел нанесены имена и титулы изображенных римлян, часто упоминаются вольноотпущенники, ставшие членами римской семьи. В некоторых случаях помещены символические изображения профессии, исполненные в невысоком рельефе: инструменты врача, скриниумы. Иногда раму украшают дикторские фасции, говорящие о высокой должности, которую занимал римлянин. Портретные бюсты представляют умерших и членов их семьи. Чаще всего встречаются парные изображения, но иногда пять или даже шесть бюстов размещены в ряд. О социальном ранге изображенных свидетельствует их уверенная осанка, холеные руки с перстнями на тонких пальцах, широкие тоги, ложащиеся глубокими складками, плащи ив тонкой ткали на женских фигурах, их модные прически...
Обращает на себя внимание удивительная устойчивость типа и стиля этой группы римских стел, общность их формы, техники исполнения, даже единство размеров (высота плит от 70 до 55 см, глубина ниш 14—12 см). Большая часть опубликованных стел, как уже говорилось, происходит из Рима и хранится в римских музеях.
Этой интереснейшей группе памятников, насколько мне известно, пока еще не посвящалось специальное исследование, но в литературе последних десятилетий по раннеримскому искусству уделено внимание и рельефам с портретными бюстами 3. Датировка их очень убедительно строится на анализе изображения бытовых деталей, форме тоги, типе причесок, на стилистических сопоставлениях с круглой портретной скульптурой и, наконец, подкрепляется данными палеографического исследования надписей. Основополагающей работой является книга шведского ученого Олофа Фессберга «Этюды по истории искусства Римской республики»4.
Стелы интересующего нас типа Фессберг относит к I в. до н. э. и по совокупности признаков делит их на три основные группы. К первой относятся ранние образцы, сохраняющие в своем стиле итало-этрусские традиции,— хронологически они определяются первой четвертью I в. до н. э.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59

Добавить комментарий