Во вторую группу им включены рельефы, в которых преобладает веристи-ческое направление портретов стиля и эпохи Юлия Цезаря, т.е. относящиеся ко второй четверти и середине столетия. И, наконец, третья группа охватывает стелы, в основе своего стиля продолжающие развитие исконно римского реализма, но уже испытывающие в той или иной степени влия-ппо эллинистического искусства. В некоторых из этих памятников прослеживаются черты «августовского классицизма». Хронологически Фессберг относит третью группу ко времени второго триумвирата и началу империи Октавиана Августа — от 45 г. до конца I в. до н. э. Подобные надгробия встречаются и в первой четверти I в. н. э. Эти поздние памятники теряют простоту и живую непосредственность стиля ранних портретов.
но зато приобретают эмоциональность в иногда некоторую манерность в характере изображений.
Итак, разбираемый тип рельефов с портретными бюстами в прямоугольных нишах хронологически ограничен приблизительно столетием: от начала 1 в. до н. е. до первой четверти I в. н. в.
Эрмитажная плита согласно классификации Фессберга может быть отнесена к третьей группе. Прически обоих римлян типичны для этого времени; зачесанные на лоб короткие волосы полукруглым мысом обрамляют лоб младшего брата; короткие завитки, врезанные толстой линией, лежат двумя рядами. Такая форма прически и рисунок завитков характерны для портретов от эпохи Цезаря до равной империи. На бюстах рельефных стел второй и третьей группы мы наблюдаем такую же прическу: так лежат волосы у римлянина на стеле семьи Фуриев (Рим, Латеранскнй музей). Надгробие Фурвев датируется 40—20 гг.6 У бородатого римлянина на эрмитажном рельефе прямые волосы, концами зачесанные в одну сторону, прямой резкой линией ограничивают лоб. Подобная прическа особенно распространена в период второго триумвирата, как справедливо отмечает Фессберг*.
Раздел: Книги
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.