Широкие тоги с глубоким балтеусом, задрапированные густыми складками, входят в моду со второй половины I столетия до н. э. Рисунок складок на груди бюстов, аналогичный тому, что мы видим на эрмитажном рельефе, встречается на многих стелах времени второго триумвирата и начала империи. Стиль рассматриваемых портретов характеризует определенную линию в развитии портретной скульптуры того же времени: реалистическая трактовка лишена резкости и излишней детализации, лица проработаны обобщенно и лаконично, особенно выразительно промоделированы полные губы. При всем сходстве черт лица обоих братьев сохраняют каждое свою индивидуальность, остро и тонко подмеченную художником. Различие в драпировках тогв придает бюстам различные силуэты. Голова левого портрета чуть наклонена вперед, и лицо его, юное с мягкими чертами, более одухотворено; правый держит голову прямо, и это сообщает строгость я некоторую суровость его облику. Борода и усы усиливают это впечатление. Как известно, римляне в то время отпускали бороду в знак траура или какого-нибудь трагического события. Можно предположить, что левый портрет является изображением умершего, а правый представлен в период траура по случаю смерти любимого брата. Сопоставляя эрмитажную стелу с другими подобными памятниками, мы находим стилистическое и типологическое сходство с надгробной плитой семьи Гессиев (Бостонский музей) 7, которую сейчас большинство исследователей датирует 30 годами до н. э. Но черты линеарной трактовки несколько отличают ее от эрмитажного рельефа и заставляют отнести к иному, более выраженному веристическому направлению. В хронологическом ряду Фессберга эрмитажная плита могла бы датироваться более поздним временем. Несомненна близость ее с рельефом семьи Сервняиев
(Рви, Латеранскнй музей) *. В изображении братьев на эрмитажной стеле наблюдается композиционное сходство с изображением супружеской четы Сервиляев, аналогичен характер пластики лиц. Латеранскнй рельеф Сервилиев относится к периоду начала империи.
Интересно сравнение эрмитажной плиты с многофигурной стелой Фу-рнев, где наблюдается та же мягкость и обобщенность пластики лиц. Однако бблыпая динамичность в позах фигур и большая дробность в рисунке складок одежды на портретах стелы Фуриев свидетельствуют об элементах эллинистического влияния в искусстве этого сложного периода.
Если придерживаться скрупулезно точной датировки, то рельеф эрмитажной коллекции можно отнести к 2Q годам до н. э. Однако такое увлечение точной датировкой вряд лн исторически правомерно. Мы предпочитаем ограничиться более общим определением и отнести его ко второй половине I в. до н. э.
В. Ф. ГАЙДУКЕВИЧ
Вотив Герея из Мирмекия
Раздел: Книги
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.