Культура античного мира

Раздел: Книги

В последние годы, начиная с 1958 г., в центральной части Мирмекия раскапывался культовый зольннк-эсхара IV—III ее. до н. э.1 При этих раскопках найдено много интересных предметов, в той числе одно фрагментарно сохранившееся чернолаковое ^т блюдо, достойное специального рассмотрения (рис. 1). Оно ЯП принадлежит к хорошо известной группе столовой чернолаковой
посуды, получившей широкое распространение в IV и первой половине III в. до н. э.‘
Мирмекийское блюдо имеет низкую кольцевую подставку большого диаметра. Оно сплошь покрыто лаком, исключая нижнюю грань подставки (в ней вырезан желобок), оставленную без покрытия. Керамической массе присущ блеклый желтовато-коричневый цвет; черепок плотный, с большим количеством мелких частиц слюды. Дно блюда внутри украшено широким кругом врезанных штрихов, а на окаймленной кругом поверхности оттиснуты пять «пальметт», попарно соединенных между собою дугами; в центре дна вырезан линейный круг.
Главное, что привлекает к себе внимание в этом блюде,— вырезанные на оборотной его стороне надписи (рис. 2). На круглом поле, обрамленном кольцевой подставкой, крупными буквами написано имя: НРОФАГШЕ. В противоположной частя того же поля читается, точнее говоря восстанавливается (так как соответствующий обломок блюда с частью вырезанной здесь надписи утрачен), другое имя, начертанное в родительном падеже: HPAIOY. Бывшее под ним слово пропало, сохранилась лишь буква Е.
Под именем Герофана расположена надпись в виде целой строки: OYX HPOOANHNTOE AN HPAIOY. Попутно отметим применение здесь лигатуры: буква ню в частице AN и буква эта в имени HPAIOY связаны. Еще одна надпись вырезана также на оборотной стороне блюда, но уже вне пределов поля, ограниченного подставкой, ближе к краю блюда:
НРА10Е ANEOHKEN APXONTOS ЕПАРДОКОУ. И здесь применена ля-гатура: конечная буква ню в слове ANE0HKEN связана с альфой следующего слова.
Рассматривая все вырезанные на блюде надписи в совокупности и располагая их в определенной логической последовательности, наиболее вероятным представляется следующее развитие текста. Блюдо в качестве вотивного дара Гере я, очевидно, должно было поступить в святилище. Но по какой-то причине на вотиве появилось не имя Герея, а другое имя: ‘Нрофз vqc. Возможно, это была просто оплошность мастера, которому жертвователь поручил выгравировать свое имя. Могло быть и хуже. Некий Герофан попытался чужой обетвый дар приписать себе и, воспользовавшись какими-то неизвестными нам обстоятельствами, сумел на не принадлежащем ему предмете поставить свое имя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59

Добавить комментарий