Как бы то ни было, истинный собственник был вынужден со всей решительностью опровергнуть ложное утверждение. Поэтому на блюде появилась надпись: oo^HpopavTjvto? av ‘Hpatoo — «ни в коем случае не Герофана, а Герея» (о странной форме родительного падежа ‘HpftpavTjvrog речь будет ниже). Затем, в целях большей убедительности, крупными буквами было выведено имя 'Hpaioo и что-то еще написано под ним. Уцелевшая конечная сигма позволяет предположить во второй строке слово [ДО?1]?:*Нра&оо [Wot]? — дар Герея.
Чтобы энергичнейшим образом воспрепятствовать представлению, будто Гер оран в качестве владельца блюда посвятил последнее божеству, была вырезана еще одна последняя надпись ‘HpaTcx ay?x, привлекает к себе внимание формой родительного падежа имени Герофана. Вместо ‘Hpwpavou написана усложненная и явно ошибочная форма 'Hp&pavTjvroc. Возможно — «pavijg, входящее в состав теофорного имени ‘Hpopdvii?, оказалось сближенным с именем божества орфиков у которого родительный падеж имел
форму Фау^тос. Другой причиной могла явиться ошибочная ассоциация, в результате которой родительный падеж был образован по образцу *Hpo-faveig — родительный падеж 'Hpapavevrog. Это последнее имя не зарегистрировано в дошедших до нас памятниках письменности, но существование его вполне мыслимо8.
Надлежит теперь попытаться более точно выяснить, к какому времени относится блюдо и начертанные на нем граффити. Лак блюда тусклый, с металлическим отблеском. Этот признак в данной случае, однако, мало что может дать. Более показательной представляется штампованная орнаментация, которой достаточно щедро уснащено дно иирмекийского блюда.
С конца V в. стали применяться в качестве украшения дна чаш, кубков, тарелок целые декоративные композиции штампованного орнамента, состоящие на круга штрихов («насечки») и групп размещенных по дну пальметт, которые соединены между собою врезанными дугами V Разнообразные комбинации такого рода орнаментальных мотивов удерживались в производстве чернолаковой посуды до начала III в. В последующее время продолжалось украшение такой посуды штампованными пальметтами (потерявшими, правда, былую свою четкость, стройность и строгость) в сочетании с кругами ив врезанных штрихов иле линейных концентрических кругов *. Но дуги, соединяющие пальметты, не употребления вышли. Поэтому время изготовления мириекийского блюда нельзя сколько-нибудь значительно отдалять от рубежа IV—III ее. и относить к более позднему временя.
Для уточнения даты существенное значение имеют еще и «пальметты», оттиснутые на блюде. Форма их такова, что фактически его уже не пальметты, а обычные овальные листы. Их было пять (один утрачен), причем каждый лист углублен и имеет непрерывный внешний контур. Выпуклые же линии листа — это внутренние жилки. В развития штампованной орнаментации чернолаковой керамики появление оконтуренных «пальметт», сходных с «пальметтами» мириекийского блюда, относятся к концу IV в.*
Раздел: Книги
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.