Поверхность рельефа местами выщерблена или сбита. Особенно пострадала голова изображенной на рельефе мужской фигуры: поверхность лица и волос сбита и сильно стерта. Сохранилось только несколько локонов на левой стороне головы, прихваченных повязкой. Заметны и другие следы порчи памятника: сбои на нижней части корпуса, углубления на боковых сторонах плиты и повторная отвска левой боковой стороны, сделанная с целью уменьшения ширины плиты на 4—5 см.
Поверхность изломов н сбоев покрыта такой же желтоватой патиной, как и поверхность сохранившихся участков скульптуры, что свидетельствует о давности всех этих повреждений. По-вцдимому, еще в тмутаракан-ское время Лиля и наносилась в несколько приемов. При этом каждый из нанесенных слоев покрывался красной краской. Обычно эти слои обмазки, хотя и разделенные красной краской, крепко слипались, в обмазка отставала от статуэтки, яе расслаиваясь. Покрывая статуэтку слоем обмазки, жители поселения не ставили своей целью сделать грунтовку для окраски, так как сверху поверхность обмазки заглаживалась в одну плоскость, не повторяя контуров фигурки. Вероятно, обмазка была связана с каким-то магическим обрядом. Целью ее, видимо, было полное сокрытяе статуэтки, возможно, символизирующее временное погребение зерна в земле или символическое подражание сошествию богини плодородия в подаемное царство. Эти культовые действия носили в себе элементы магии.
В одном из помещений был найден очень своеобразный алтарь (рис. 1), представляющий собой хорошо обработанный известняковый блок, в одну из сторон которого был вставлен кусок мрамора, укреплеияый в камне с помощью известкового раствора, аналогичного раствору, употреблявшемуся для обмазки статуэток богини. Возможно, наличие алтаря свидетельствует о том, что в культовые церемонии входили и жертвоприношения. К сожалению, мы пока еще не можем составить представления об обрядах поклонения женскому божеству плодородия.
Не может быть сомнения, что примитивные лепные статуэтки богини, найденные в Семеновне, Тасунове, Мысовке, Кнм-мерике ит. д., и статуэтки сидящей на троне богини в высоком головном уборе, находимые в большом количестве как в городах, так и в некоторых сельских поселениях Боспора 8 (рис. 3), являются изображениями одного и того же женского божества плодородия, популярного среди племен, населявших сельскую территорию Боспора.
Распространение этих статуэток-идо-лов связано, по-видимому, с приходом на Боспор новой волны скифо-сарматских племен. На Боспоре, как и па всем Крымском полуострове, такие примитивные статуэтки получают распространение лишь в первые века н. э., в Неаполе — на рубеже II—III ее., в Южном и Западном Крыму — в первые века п. э.9, в Херсонесе—в
III в. н. э.10 Таким образом, время их распространения в Крыму совпадает со временем наиболее интенсивной сарматизации Боспора.
4 СТАТУЭТКА СЛУЖИТЕЛЯ ’ КУЛЬТА ВЕРХОВНОЙ БОГИНИ, НЕСУЩЕГО СТАТУЭТКУ БОГИНИ И ЖЕРТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ (справа)
Раздел: Книги
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.