Можно выделить два типа изображений верховного женского божества, культ которого господствовал в III в. н. э. К первому относится образ сидящей на кресле богини в одежде, в высоком головном уборе с покрывалом (рис. 3). Он, возможно, является подражанием той самой культовой статуе, изображение которой в то время чеканилось на боспорских монетах. Статуэтки этого типа в подавляющем большинстве изготовлялись в мастерских коропластов, и формы использовались обычно лишь для оттиска одной лицевой стороны статуэтки.
Ко второму типу относится образ стоящей богини, также в длинной одежде. Именно этому типу подражают все лепные статуэтки. Они обычно лишены каких-либо атрибутов, однако встречаются фигурки сидящей и стоящей богинь с фиалой или другой чашей в руках, с яблоком или голубем.
Как уже указывалось выше, с культом верховного женского божества, вероятно, следует связать ряд «гротесков» — примитивно сделанных статуэток с подвесными ногами, которые часто встречаются в городах Боспора. Некоторые из них, судя по их атрибутам, изображают, скорее всего, жрецов или служителей культа верховного женского божества. Эти фигурки иногда даже держат в руках изображение богини, иногда ее атрибуты — чашу, голубя, яблоко и т. д.
Так, например, одна из фигурок в правой руке держит голубя, в левой руке — яблоко, а на плече — статуэтку сидящей богини 11. У другой такого же типа фигурки в колоколовидно расширяющейся одежде в правой руке — статуэтка стоящей богини, в левой — зверек, а перед грудью — петух 12 (рнс. 4). Имеются фигурки с чашей в правой руке, с музыкальными инструментами13. Одна из тщательно сделанных фигурок, возможно оттиснутых в форме, держала в левой руке петуха, а в правой — нож 14. Это позволяет предположить, что данная статуэтка изображала жреца, приносящего жертву.
Очень интересна мужская фигурка в трехрогом головном уборе с подвесными ногами, на животе которой изображена рыба 15 (рнс. 5). Среди каменных изображений кельтских богов имеется идол типа герма, на животе которого высечена рельефная фигурка кабана 1в. У кельтского божества изображение зверя является одним из атрибутов бога. Это позволяет видеть такую же связь между керченской фигуркой и рыбой, символизирующей водную стихию, что вполне сочетается с представлением о Верховной богине, как о покровительнице животных и растений.
Раздел: Книги
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.