Имеются фигурки, изображающие всадника, животных и людей 17, что, по-видимому, отражает различные аспекты божества и мистический характер не известных нам культовых действ. Такие «гротески» в большом количестве находят в Пантикапее, особенно в могилах, есть они и в Фанагории, Илу-рате, Горгиппни, Нимфее, Мнрмекии. Они характерны для боспорских городов, но до сих пор не встречались в сельских поселениях. Неизвестны они и в Танаисе, наиболее варваризовапном нз городов Боспора. Это обстоятельство заставляет связывать распространение «гротесков» не с влиянием религиозных представлений местных племен, а с культами и мистериями, принесенными извне и вошедшими в местный синкретический культ Верховной богини.
Терракотовые статуэтки богини, распространенные на Боспоре в позднеантичную эпоху, часто изображали ее с чашей, голубем или яблоком в руках, т.е. с теми же атрибутами, что и Афродиту. По-видимому, в представлении боспорян культ Афродиты, владычицы Апатура, тесно слился с культом местной богини плодородия. При этом Афродита почиталась именно как хтоннческое божество (богиня моря и навигации) и как богиня плодородия. Эти ее аспекты были близки культу женского божества, существовавшему у негреческого населения Боспора. Интересно, что глиняные статуэтки богинь из поселения у дер. Семеновки не имели никаких атрибутов. В городах были широко распространены греческие культы, а почитание местной богини в деревнях не ассоциировалось ни с одним из греческих божеств. Влияние греческой культуры в сельских местностях сказалось лишь в том, что Верховную богиню стали изображать как антропоморфное божество. В приморских же городах этот местный культ испытал влияние не только со стороны культа Афродиты, но также культов Деметры и Кибелы.
В. и. КУЗИЩИН
Теория почвенного плодородия
В РИМСКОЙ АГРОНОМИИ
I в. до н. э.—I в. н. а
Раздел: Книги
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.