Перед нами два диаметрально противоположных метода объяснения явлений, два совершенно различных мировоззрения. Тремеллий Скрофа подходит к объяснению непонятных ему явлений с мифологической точки зрения. Непонятное ему явление падения плодородия целинных земель объясняется очень просто религиозным представлением о земле, как о матери, женщине, человеческом существе. Его мысль, как и мысль многих его предшественников и современников, вращается в привычных ему рамках, без какой-либо попытки выйти за пределы этих границ. При таком подходе нет места смелости, дерзости мысли, без которой невозможно никакое движение вперед. Диаметрально противоположна ему позиция Колумеллы, хотя и он, как сын своего времени, также был проникнут религиозно мифологическими представлениями и отдавал им дань. Однако мысль его проникала глубже в сущность вещей: он пытался понять естественные законы и связи между явлениями, он отбросил прочь мифологические представления, порвал путы, обволакивающие ему сознание, сковывавшие творческую мысль. В эпоху донаучной агрономии, зачаточного состояния науки вообще Колумелла сумел понять и почти объяснить идею неисчерпаемого плодородия почвы, опередив свое время на 18 столетий. Колумелла правильно объяснил уменьшение плодородия целинной почвы уменьшением запасов питательных веществ. Он гениально предугадал, что, пополняя эти запасы, правильно и своевременно обрабатывая почву, можно добиться неисчерпаемого плодородия земли.
Эта его теория вполне научна и материалистична. Она служила научным обоснованием интенсивного типа рабовладельческого хозяйства, она открывала перед его сторонниками безграничные горизонты. «Энергичный хозяин сумеет сделать доходным и приносящим пользу всякий участок, какой бы он ни купил или получил; на плохой земле знание и усердие хозяина могут победить ее бесплодие» (С о 1., I, 4, 3). Сам Колумелла, например, на неплодородной и нездоровой земле Ардеи (Strabo, V,
Раздел: Книги
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.