Третий вариант — двухъярусная аркада, где нижний ярус — крупные арки, верхний — мелкие. Технически он сложнее предыдущего, но проще осуществленного. Здесь достигалась бы масштабность сооружения, но очертания арочных просветов нижнего яруса были бы вертикальны.
Четвертый вариант — трехъярусная аркада, состоящая из равных арочных просветов во всех трех ярусах. Технически он почти равен осуществленному, но более последовательная стандартизация арок представляла бы выгоду. Композиция здесь приобретала бы горизонтальную доминанту, но теряла бы масштабность из-за отсутствия сопоставления крупных и мелких арок.
Наконец, в осуществленном варианте достигались те особенности горизонтальности и масштабности, которые и составляют основные художественные черты сооружения.
Следует учитывать, что все эти варианты могли обеспечить полную и высокую ррочность всего сооружения, отличаясь только в количестве затраченных материалов н труда строителей.
Вероятно, зодчему пришлось предварительно найти несколько решений, для того чтобы самому лучше понять и доказать магистратуре, наблюдавшей за постройкой, архитектурное преимущество окончательного варианта. При римской системе работ требовалось сначала установить и доказать справедливость принятых правил, а потом уже действовать согласно этим правилам. Поэтому, думается, выбор осуществленной схемы был сознательным, т.е. обоснованным ясными закономерностями архитектурной композиции.
Метр л ритм в композиции аркад. Центр. Кульминация.. Под метром мы понимаем однообразное расчленение пространства, здесь, в частности, ряд одинаковых арок.
Под ритмом мы разумеем динамическое расчленение пространства с нарастающими или убывающими размерами элементов в зависимости от художественного замысла всей композиции в целом.
Такое ритмическое расчленение в архитектуре так же, как в музыке или поэзии, позволяет объединять произведение в художественное целое.
Динамическое развитие приводит к образованию композиционных центров, или кульминаций, к достижению композиционной законченности произведения. Закономерности построения метрических и ритмических рядов позволяют выработать основные методы создания протяженных архитектурных композиций, в частности в аркадах мостов и акведуков.
Аркада, очерченная сверху горизонтальной линией водопроводного канала и пересекающая речную долину, уже в силу природных условий приобретает ритмическую структуру: ее средняя часть, наиболее высокая, получает значение композиционного центра, а боковые части сходят на нет, служа ритмическим завершением логически развитой композиции.
Если в Гардском мосте такое ритмическое построение гармонично, то в других подобных сооружениях, акведуках и виадуках, такая гармония часто не достигается.
Раздел: Книги
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.