Для иллюстрации используем близкие современности сооружения: аркаду акведука в Рокфавуре (XIX в., Франция) и аркаду железнодорожного виадука в долине Гельцшталь (XIX в., ГДР). В композиции этих двух сооружений, превышающих по своим размерам Гардский мост, заметно подражание античным образцам.
Сравнение современных композиций, по своей структуре метрических, с античной — ритмической позволяет установить, применен ли в Гард-ском мосте греческий принцип единства композиции, включающий в себя ритмическое развитие с кульминацией н последующим завершением. Обнаружить присутствие этих ритмических закономерностей в Гардском мосте можно в первую очередь путем сравнения с акведуком Рокфавур (кстати, расположенным поблизости от Гардского моста) (рис. 2). Хотя автор его и стремился подражать композиции Гардского моста, но он не понял самого основного. Применяя тот же самый прием расчленения по вертикали, как в аркаде Гардского моста, и сохраняя в среднем античные пролеты арок, он не добился успеха из-за того, что упростил ритмическую структуру, заменяв ее метрической. Как видно из приводимой ниже таблицы, общие размеры аркады Рокфавура превосходят и в длину, н в высоту размеры Гардского моста почти вдвое.
Казалось бы, в свете такого сравнения Рокфавурская аркада должна казаться более выразительной, более мощиой и величественной. Но в действительности, напротив, несмотря на прекрасное качество работ, применение такого же великолепного тесаного камня, как на Гардском мосте, произведение XIX в. выглядит композиционно незаконченным и сухим.
Закон единства композиции — это основной эстетический закон, который требует органичной ритмической связи архитектурной формы с природным окружением. Для большей наглядности лучше, продолжая сравнение с акведуком в Рокфавуре, расчленить анализ композиционного решения на следующие части.
Единство памятника с природным окружением. Гардский мост выражает единство с природным окружением, отдавая преимущество горизонтали. В композиции Рокфавура преобладает вертикаль. Арочный просвет Гардского моста создает растянутое в длину обрамление пейзажа, в противоположность этому просвет Рокфавура — вертикальное обрамление.
1
Автор Гардского моста вводил сильные карнизные тяги ярусов, которые усиливали горизонтальную структуру аркады и горизонтальную протяженность самих арочных просветов.
Автор же Рокфавурской аркады, механически подражая в системе членения Гардскому мосту и сохраняя почти те же пролеты арок, что и в Гард-ском мосте, не учел огромное различие этих сооружений по высоте. Вместо введения дополнительного яруса или соответственного увеличения пролета арок, он, сохраняя те же три яруса и те же пролеты арок, увеличил почти вдвое высоту всей аркады и соответственно каждого яруса. Получившиеся при этом вертикальные пропорции арок, в результате дополнительного введения пилястры, образовали и невыразительную композицию.
Раздел: Книги
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.