Внутреннее единство композиции памяти и — к а. Речь идет о наличии центра композиции и способе его выражения. Лучше всего это видно при сравнении Гардского моста с виадуком в Гельц-штале (рис. 3).
В Гардском мосте мы видим законченную ритмическую композицию. Если в Рокфавуре имеется простейший метрический ряд одинаковых арок, где отсутствует вообще центр композиции, то в Гельцштале другое: центр ясно выражен, но он чужероден всей аркаде. Причинами этого здесь служит следующее:
1. Слишком большая разница в размерах центральной и боковых арок (2,5: 1) и переход с четырех ярусов по краям на два в центре.
2. Фланкирование главной арки симметрично поставленными столба-ии, включающими в себя узенькие арочки, чем обособление большой арки еще более усиливается.
Таким о браг ом, оба архитектурных решения и в Рокфавуре, и в Гельц-штале лишены единого композиционного ритма. В обоих промерах повторение основного элемента, не переходящее в ритмически связанное целое.
Композиционный центр произведения в архитектуре, как н в музыке, определяет нарастание н затухание, играя роль кульминации. В архитектурном произведении прошлых эпох кульминация чаще всего Находится в геометрическом центре композиции, по оси симметрии. Иногда геометрический центр сдвигается с оси симметрии (палаццо Канчелярнн в Риме, XVI в.). В исключительных случаях центр композиции перемещается ближе к краю (иногда даже за пределы сооружения, что означает композиционную подчиненность этого сооружения другому, куда перемещен центр). В более сложных и больших композициях появляются дополнительные второстепенные кульминации, второстепенные нарастания и затухания, подчиненные главным.
пение архитектуры с человеческим организмом у Витрувия разъясняет, что именно понималось под выражением: «Часть, принятая за исходную». Такой частью была характерная и специфичная для данного сооружения деталь, по размеру которой можно было определить, «соразмерить» все сооружение в целом. Типичный размер такой детали, например диаметр колонны, мог служить измерителем, или модулем сооружения.
Исходной частью Гардского моста, как нам кажется, был наиболее постоянный элемент конструкции—клин арки. Таких клиньев надо было заготовить около 3000 штук. За модуль была принята высота клина 1,55 и, равная 5 футам.
Римляне, как и греки, выражали модуль простыми кратными числами от основной единицы измерения. Во многих сооружениях римляне принимали модуль, равный */з каких-либо единиц линейной меры: локтей — диаметр колеса у осадной машины, футов — в поперечнике канала акведука Марция. Для всех геометрических построений и операций с золотым сечением число */8 давало удобные производные. Понятно, что модуль должен приниматься кратным к единице линейной меры или к ее половине. Исходной мерой почти всегда служил в пору поздней античности фут 2.
Раздел: Книги
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.