Культура античности. Часть вторая

Раздел: Книги

Считая, что в принятом для Гардского моста модуле, равном 1,55 м, содержится 5 футов, размер одного фута определится в 0,310 м. Старофранцузский фут (0,325 м), как известно, больше римского на 10% и, вероятно, в какой-то степени связан с мерами древней Галлии.
В данной стадии исследования важно выяснить, в какой степени определенный нами фут в 0,31 м может быть принят как возможный для Гардского моста.
Очень существенно, что толщина Гардского моста по верху (ширина канала вместе со стенками) 3,1 м равна двум высотам клина. Это говорит о наличии в размерах сооружения кратности как модулю (=2М), так и футу (=10 футов). О том же говорит и другой факт: ширина свода моста в нижних ярусах состоит из трех я четырех соседних арок, в свою очередь, состоящих из клиньев, т.е. из трех и четырех таких модулей. Далее, кратными модулю являются размеры и других элементов сооружения — столбов, пролетов, арок и т. д. Толщина столбов (4,65 м) равна трем модулям, пролет главной арки (24,5 м) равен 16 модулям, пролеты двух меньших (19,5 и 15,5 м) соответственно — 12,5 и 10 модулям.
Что касается основных высотных размеров, полученных, по-видимому, геометрическим способом, то и они принадлежат к системе сравнительно простых отношений, хотя здесь приходится дробить модуль на четверти. Высота верхнего яруса (7,4 м) равна 43/4М, высота среднего яруса (19,5 м) —
12,5 М, высота столба (7,4 м) — 48/«М» высота тимпана (12,1 м) — 7*/. Отметим совпадение появления на сцене этих двух лиц у Остров* ского и Плавта. Оба они, выходя из дому, беспокоятся об оставленном сокровище, хотя и дают противоположные наставления оставшимся дома женщинам:
Но в «Aulularia» есть второй диалог, которого уже «прямым» отражением является упомянутая сцена Островского. Это сцена 3 первого акта (особенно стихи 79—84, 87—90 и 103—104).
Из этих двух диалогов Плавта Мольер воспроизводит только один, но как раз первый, а не второй, прямое отражение которого мы видим у Островского, что доказывает непосредственное, а не через Мольера, использование нашим драматургом комедии Плавта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *