Культура античности. Часть вторая

Раздел: Книги

Евклион Плавта разложен Островским на два действующих лица, а если его скупой и достает Насте свидетельство бедной невесты, то хлопоты «пристроить» ее выпадают на долю жены Крутицкого. А жена Крутицкого, в свою очередь, восходит тоже к двум типам античной комедии — «матроне» и «служанке», или «няне», характер которой так блестяще обрисован в Плавтовой «Moslellaria» н в одной из сценок Герода. Она практична до отвратительности, но полную цинизма роль Скифы из «Mostel-laria» Островский смягчает изображением тяжелых условий жизни Крутицкой, которая доведена этой живнью до того, что решается принять на себя роль «разговорной женщины», говоря словами Лескова. Сравнивая сцену Анны и Насти (д. 2, явл. 10) со сценкой Герода и с разговором матери и дочери в одном на «Диалогов гетер» у Лукиана, мы находим еще то существенное отличие, что у Островского характер старухи-соблазни-тельницы значительно сложнее и тоньше обработан, и, в противоположность своим античным прототипам, Анна испытывает искреннее душевное страданье от тех советов, какие она дает Насте.
Теперь, прежде чей перейти к остальным действующим лнцан комедии Островского, проследим развитие действия.
Характерной частью «новой» комедии в древности был пролог, необходимость которого часто объясняется отсутствием афиш в. древнем театре. Большинство древних комедий имеет пролог, где рассказывается содержание комедии или же события, предшествующего началу действия и составляющего его завязку. Иначе и быть не могло: все действие комедии ограничивается одним днем, и, при крайней сложности фабулы, уместить в эти рамки все события было невозможно, почему «новая» античная комедия обычно переносит на сцену, собственно говоря, только развязку действия. Другое дело в позднейшем театре, где, как например, в «Трех сестрах», действие идет несколько лет. Но в комедии Островского действие тоже ограничивается, если и не одним днем, то несколькими сутками, и вместить в этот промежуток времени всю фабулу невозможно. И вот мы встречаемся здесь с прологом, но не самостоятельным, как, например, в «Aulularia» Плавта, а внесенным в само действие комедии в виде диалога Мнгачевой и Фетиньи в 3-м явлении 1-го действия. Таким образом, существенный элемент античной «новой» комедии удерживается и Островским, который обрабатывает этот «пролог» очень живо и естественно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *