Культура античности. Часть вторая

Раздел: Книги

Скажу еще несколько слов об одном элементе действия в комедии Островского. Это юридические консультации между Елесей и Петровичем (д. 1, явл. 2 и д. 3, явл. 5), где Петрович выдумывает разные фантастические законы, от которых Елеся приходит в ужас. Такие вымышленные автором законы хорошо нам известны по «Комедии ошибок* Шекспира. И вот этот юридический элемент восходит тоже к античной комедии, и, в частности, к Плавту, приводимые которым законы являются по большей части чистым вымыслом. Только у Островского упомянутые сцены вставные и на развитие действия не влияют, а у Плавта законы измышляются в связи с развитием интриги. Известную роль в развития пьесы играет у Островского юридический элемент только в разговоре Крутицкого и Елеен в явлении 6-м действия 4-го и в явлении 10-м того же действия, где Л ютов допрашивает Елесю о его находке.
В заключение остановлюсь еще на классическом мотиве «узнавания», известном в европейской литературе еще со времен «Одиссеи». У Островского на этом мотиве построена пьеса «Без вины виноватые». В античной комедии «узнавание», как правило, применяется к девушкам, в которых влюблены «adulescentes» н которые оказываются детьми свободных родителей. В комедии «Не было ни гроша, да вдруг алтын» Островский оста* вил на этого мотива только временно бедственное состояние Насти, история которой сразу становится известной зрителям по ходу действия, н затеи ее обогащение. В античной комедии история Насти скорее всего излагалась бы в прологе и, таким образом, оставалась бы в своей первой части вне действия. Но мотив «узнавания», кроме Насти, применен еще и к Баклушину, который оказывается должником Крутицкого, что и приводит всю комедию к благополучному концу.
Таким образом, традиционные конические персонажи античности, пройдя сквозь века, живут в действующих лицах комедии Островского, и, несмотря на то, что перед нами проходит действие исконно русской комедии, мы узнаем в ней героев Плавта.
В. И. ПРУГЛО
Позднеэллинистические БОСПОРСКИЕ ТЕРРАКОТЫ, ИЗОБРАЖАЮЩИЕ ВОИНОВ
ради терракот, вышедших ив мастерских Боспора, есть серия стату&ток, главный атрибутом которых является большой овальный щит. Такого типа статуэтки, неизвестные в других античных центрах Северного Причерноморья, составляют едва ли не самую своеобразную группу изделий боспорской коронластики II—I ее. до и. э.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

Добавить комментарий