Ключом к правильному пониманию статуэток воинов является прежде всего щит. Его размеры, а также детали устройства делают очевидным,
что перед нами Фиреб? — щит, составлявший основное защитное вооружение кельтов-галатов®.
Павсаний, говоря о нападении в 279 г. ‘до н. э. кельтов на Дельфы, отмечает, что у них были особого рода щиты, с помощью которых они могли даже переправляться через реку10. Вследствие значительных размеров такие щиты назывались Sopeoi avSpouTjxets — высотой с человека и.
Кельтское вооружение теперь основательно изучено, так как наряду с литературными сведениями по этому предмету имеются и археологические данные 12.
Детальным исследованиям подверглись, в частности, кельтские щиты, изображения которых имеются в памятниках греческого искусства 13.
В свое время было высказано предположение о том, что хранящаяся в Лувре статуэтка воина со щитом является изображением галата-наем-ника 14 и что она принадлежит к изделиям александрийского художественного ремесла 1Ь.
Совокупность всех фактических данных позволяет предположить, что чЬоеос, принесенный в античный мир кельтами 1в, стал впоследствии обычным вооружением у ряда народов. Такие щиты, например, являются принадлежностью греческих 17 воинов, представленных на расписных стелах II в. до н. э. из Сидона.
Однако в произведениях греческого искусства, и прежде всего в скульптуре, овальный кельтский щит всегда символизировал галатов. Возникновению такой ассоциации, вероятно, способствовал обычай посвящать часть оружия побежденных в храмы как вотивный дар богам. Известно, что щиты галатов не раз фигурировали в качестве таких трофейных вотп-вов 18. В древнегреческом искусстве Oopsoc играл роль вполне определенной этнической эмблемы, характеризующей галатов. Об этом свидетельствуют многие памятники живописи 19, скульптуры 20, изделия художественного ремесла21. Подобно тому, как Гераклу постоянно сопутствуют
характеризующие его палица в львиная шкура, так столь же выразительным атрибутом гадала в греческом искусстве неизменно является Форебс.
Возвращаясь к боснорским статуэткам, мы, очевидно, с полным основанием можем считать, что они изображают воина-галата. Этому выводу нисколько не противоречит характер панциря воина. Литературной традицией надежно засвидетельствовано применение галатами-наемннкамн таких панцирей греческого типа”. Что касается щита этих статуэток, то ближайшей аналогией ему может служить щит, изображенный среди кельтских трофеев на балюстраде храма Афины Никифоры в Пергаме (рие. 2, 2)".
Раздел: Книги
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.