Тыльная сторона фигуры плоская; она непосредственно соприкасалась со стеной. Общие размеры — около 32 см по высоте, около 23 см по ширине. Материалом является пластичная глина, которая в процессе лепки объемно наращивалась в несколько слоев. Внутрь головы введен был комом растительный каркас, со временем истлевший (от него сохранилась внутренняя полость, которая видна вверху у скола прически). По глиняной поверхности нанесен тонкий белый грунт, который покрывала окраска, ныне почти совершенно исчезнувшая.
Скульптура изображает молодую женщину со слегка склоненной вправо и выдвинутой вперед головкой и прижатой высоко у груди лютней (рис. 1). Узел прически, руки, гриф и нижняя часть деки инструмента сбиты, но в остальном пластическая лепка сохранилась хорошо. Лицо округлое, несколько утяжеленное книзу, с рельефно выдвинутым подбородком, припухлым маленьким ртом, прямою, чуть отделенной от лба линией носа, открытым лбом, крутыми надбровьями. Глаза отлично очерчены в рельефных веках, отбрасывающих глубокие тени, зрачок пластически разработан. Над лбом — широкий двойной начельный ремень, по обе стороны которого волосы уложены пятью крупными, пластически разработанными прядями, которые обрамляют виски, приоткрывая лишь мочки ушей без серег. Прическа была собрана на макушке пучком (от которого сохранился лишь след), на правое плечо спускается волнистая прядка. На шее, в углублениях лица, вокруг прически и у век — следы карминово-розовой окраски. Шея открыта, одеждой служила туника из мягкой ткани, сбегающая у плеч. От инструмента сохранилась лишь часть крупной овальной деки, язвина у середины которой отмечает былое положение пальцев, перебиравших струны. На деке — следы окраски п темно-красный цвет, но прорисованных черным струн почти не видно.
Если композиционная разработка халчаянского фриза восходит к мотиву эллинистического и римского ваяния, то самый облик лютнистки далек от греко-римских художественных канонов. В поисках изобразительных параллелей она, как и ряд других женских образов халчаянской скульптуры 7, уводит нас к эллинизированному раннепарфянскому искусству. Ближайшие аналогии для халчаянской лютни-стки мы встречаем в скульптурных головках, венчающих выточенные из слоновой кости карнизы ритонов
II в. до н. э. из Старой Нисы-Митридатокерта " (рис. 2).
Прежде всего — это сходство прически, тип которой неизвестен в составе греко-римских куафюр. Лицо также имеет близкие аналогии в облике ряда нисийских головок, особенно в тон группе их, которая связана с композициями вакхического содержания.
Раздел: Книги
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.