Музыкальный инструмент в руках халчаянской музыкантши сохранился недостаточно, для твго чтобы получить полное представление о количестве струн и характере грифа, но имеющийся фрагмент свидетельствует, что это был род лютни с очень широкой декой и сильно суженной шейкой. Примечательна манера расположения инструмента, высоко прижатого справа к груди, почти ушей инесколь-ко вниз, наискось влево. В римском мире на лютне играли, придерживая ее наискось слева направо, вниз (это наглядно видно, например, на скульптурных саркофагах двух музыкантш 9). Между тем парфянские лютнистки придерживали лютню в обратном расположении: прижавши деку у груди справа и придерживая шейку, идущую вкось, несколько вниз, как это можно видеть на ритонах из Нисы (II в. до н. э.) 10 п на парфянских терракотах из Селевкии (из слоев, датируемых II в. до н. э.— II в. и. э.) п. В наше время подобная манера игры на Востоке почти позабыта. По-внди-мому, манера игры с прижатым у груди инструментом была в древности связана со стоячей позой исполнителя и даже с его движением, так как музыкантам, обязательным участникам веселых народных празднеств и торжественных религиозных процессий, приходилось играть на ходу.
Вопрос о составе музыкальных инструментов античной Средней Азии почти пе разработан. Письменные свидетельства крайне скудны. Среди парфянских инструментов Геродиан упоминает флейту, трубу, барабан и «самбука» — загадочный инструмент, значение которого пока не расшифровано 12. Китайская хроника Бейши VII в. сообщает, что у жителей Кана (Самарканда, в более широком понятии — Когда) «есть большие и малые бубны, гитара, пятиструнные гусли, флейта» 13. Среди иранских инструментов времени Сасанидов Масуди называет лютню, мандолину, гобой и арфу, подчеркивая, что более всего здесь предпочитали мандолину 14. В настоящее время данные о среднеазиатских музыкальных инструментах раннефеодального периода пополняются изображениями на памятниках — в живописи Пныджикента есть фигуры музыкантов, играющих на арфе, флейте и лютне ls. Для периода же рабовладельческого общества произведения изобразительного искусства остаются едва ли не единственным в потому особенно важным источником по исторев древней музыкальной культуры Средней Азии.
Раздел: Книги
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.