Культура античности. Часть вторая

Раздел: Книги

Наиболее ранние данные этого рода содержатся в рельефах на парфянских ритонах из Нисы (II в. до я, з.) 1* в цикле изображений на темы праздничных процессий вакхического характера. Среди инструментов здесь можно видеть струнные — типа кифары и типа лютни; четыре вида духовых — свирель, небольшую двойную флейту-авлос, очень большой наколенный авлос и длинную роговидную трубу; ударные — бубен, большие тарелкообразные тимпаны, а также маленькие ударные чапл. Характерно, что среди участников этих сцен встречается сам Аполлон, бряцающий на кифаре, козлоногий Пан и панискн с пяти- или семичастными свирелями в руках. Присутствие этих персонажей выдвигает вопрос, в какой мере музыкальные инструменты на ритонах соответствовали реальному инструментарию, существовавшему в парфянской среде, тем более, что отдельные мотивы и персонажи ритонных фризов явно имели греческий прообраз. Идя методом исключения, мы оставляем в стороне, как сомнительные, сиринкс-свирель и кифару. Можно полагать, что все остальные перечисленные инструменты, на которых играют чисто жанровые участники фризовых сцен, входили в живой парфянские инструментарий. Труба и флейта соответствуют описанию Героднана, причем огромная труба напоминает среднеазиатский карнай. Бубен-дойра был повсеместно распространен на Среднем Востоке, составляя один из главных музыкально-ритмовых инструментов, причем чрезвычайно характерно, что исполнительницы в рельефах на ритонах держат его над левым плечом, как это и доныне делают среднеазиатские бубнисты. Струнный же лютнеобразный инструмент с узким каплевидным корпусом и длинным грифом, изображенный на ритонах, очень напоминает современный туркменский дутар 17.
Лютня на халчаянском горельефе дает нам следующее по времени звено к истории среднеазиатских струнных инструментов. Несмотря на неполную сохранность, наглядно видно, что ей присуща иная, чем в изображениях на парфянских ритонах, форма — с очень широкой декой. Очевидно, несколько иными были и ее музыкальные качества — диапазон и тембр.
Более поздний бактрийско-тохарвстанскнй инструментарий времени Кушан передает нам скульптурный фриз из Айратама (I — IL ее.) 18, где в куще ритмически чередующихся аканфов даны погрудные горельефные
фигуры пяти музыкантов (юноши и четырех женщин) с барабаном, лютней, арфой, двойною флейтой, ударными чашами в руках. Тип лютни здесь иной, чем на халчаянском горельефе,— дека ее имеет выгиб посредине, напоминая по очертанию скрипку или узкую гитару. Нечто подобное дает современный афганский смычковый дель-раба, в то время как халчаянская лютня более схожа с афганским сета ром, имеющим широкую луковицеобразную деку”. Характерно, что анратамская лютинстка, так же как халчаянская, держит свой инструмент высоко у груди.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *