Культура античности. Часть вторая

Раздел: Книги

Государственной музее изобразительных искусств инени А. С. Пушкина имеется небольшое, но довольно хорошее собрание аттических краснофигурных ваз V в. до н. 9. Некоторые из них еще не опубликованы, и вопрос о расписывавших их мастерах остается нерешенным. Нам известны имена многих первоклассных мастеров, оставивших свои подписи на краснофигурных вазах строгого стиля. Но уже на вазах второй четверти У в. до н. а, под* писей вазописцев сохранилось очень мало, так что произведения отдельных мастеров можно выделить на основе стилистических и сюжетных особенностей. Ниже мы попытаемся определить ряд ваз собрания ГМИИ как произведения тех или иных анонимных мастеров.
1. Килик (инв. М II 1-6 459) имеет глубокую чашу на невысокой изогнутой ножке с широким профилированным основанием. Край отделен от стенок чаши профилем. Высота килика 0,102 м, диаметр устья 0,197 м (из собрания Строгановского училища; куплен в Италии Гельбигом).
Килик весь покрыт густым черным лаком с оливковатым оттенком очень хорошего качества. На дне чаши имеется краснофигурный рисунок в медальоне, окруженном меандром. Юноша в плаще и башмаках стоит, обращенный профилем влево, слегка наклонясь вперед и опираясь на палку. Перед ним, показанный сбоку, щит с круглыми отверстиями. Позади юноши — столб на прямоугольном основании. Волосы юноши, написанные густым черным лаком, охвачены чуть заметно обозначенной повязкой. Рисунок выполнен уверенно, но довольно бегло. Так, рука, заложенная за складку плаща, изображена неправильно и имеет слишком большую кисть. Эти погрешности в рисунке могут быть объяснены скорее неумелостью художника, чем небрежностью. Как постановка фигуры юноши, так и форма килика свидетельствуют о сравнительно ранней дате вазы. В рисунке на килике есть одна своеобразная особенность: это необычной формы башмаки со складками и застежками сбоку. Изображения такой обуви встречаются обычно чаще всего на дне краснофигурных киликов той же формы, что и килик ГМИИ, в рисунках аналогичной композиции. Это килики в Гейдельберге \ Копенгагене 2, а также килик Эрмитажа, опубликованный
А. А. Передольской 3. Во всех случаях медальон рисунка окружен простым или прерываемым крестами меандром. Определяя килик Эрмитажа как работу мастера чаши из Иеле4,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *