Государственной музее изобразительных искусств инени А. С. Пушкина имеется небольшое, но довольно хорошее собрание аттических краснофигурных ваз V в. до н. 9. Некоторые из них еще не опубликованы, и вопрос о расписывавших их мастерах остается нерешенным. Нам известны имена многих первоклассных мастеров, оставивших свои подписи на краснофигурных вазах строгого стиля. Но уже на вазах второй четверти У в. до н. а, под* писей вазописцев сохранилось очень мало, так что произведения отдельных мастеров можно выделить на основе стилистических и сюжетных особенностей. Ниже мы попытаемся определить ряд ваз собрания ГМИИ как произведения тех или иных анонимных мастеров.
1. Килик (инв. М II 1-6 459) имеет глубокую чашу на невысокой изогнутой ножке с широким профилированным основанием. Край отделен от стенок чаши профилем. Высота килика 0,102 м, диаметр устья 0,197 м (из собрания Строгановского училища; куплен в Италии Гельбигом).
Килик весь покрыт густым черным лаком с оливковатым оттенком очень хорошего качества. На дне чаши имеется краснофигурный рисунок в медальоне, окруженном меандром. Юноша в плаще и башмаках стоит, обращенный профилем влево, слегка наклонясь вперед и опираясь на палку. Перед ним, показанный сбоку, щит с круглыми отверстиями. Позади юноши — столб на прямоугольном основании. Волосы юноши, написанные густым черным лаком, охвачены чуть заметно обозначенной повязкой. Рисунок выполнен уверенно, но довольно бегло. Так, рука, заложенная за складку плаща, изображена неправильно и имеет слишком большую кисть. Эти погрешности в рисунке могут быть объяснены скорее неумелостью художника, чем небрежностью. Как постановка фигуры юноши, так и форма килика свидетельствуют о сравнительно ранней дате вазы. В рисунке на килике есть одна своеобразная особенность: это необычной формы башмаки со складками и застежками сбоку. Изображения такой обуви встречаются обычно чаще всего на дне краснофигурных киликов той же формы, что и килик ГМИИ, в рисунках аналогичной композиции. Это килики в Гейдельберге \ Копенгагене 2, а также килик Эрмитажа, опубликованный
А. А. Передольской 3. Во всех случаях медальон рисунка окружен простым или прерываемым крестами меандром. Определяя килик Эрмитажа как работу мастера чаши из Иеле4,
Раздел: Книги
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.