В отличие от женских образов халчаянской скульптуры, равно как и рельефов на парфянских ритонах Нисы, музыкантши айратамского фриза имеют в большинстве головные уборы: у лютнистки голова окутана платком, конец которого переброшен через левое плечо, у флейтистки надет род кокошника в виде пальметты, у арфистки на локоны наброшена плетеная сетка, и только женщина с ударными чашами показана с непокрытой головой. Характерна прическа арфистки, убранная пышным валом с параллельными зигзагообразно разработанными прядями волос и панельным ремнем на лбу, откуда спускается стреловидная подвеска (это уже крайне условная передача тех красиво расположенных волнистых прядей, которыми обрамлены лица головок и на нисийских ритонах, и в скульптуре Халчаяна). Прическа этого рода встречается и в гандхарской скульптуре 20, однако со временем новые, более строгие нормы приличия в системе кубанского государства побуждают, по-видимому, женщин покрывать головы разного рода шапочками или платками.
Исследователи полагают, что горельефные фигуры музыкантов на ай-ратамском фризе представляют образное воплощение Ианча-махашабды— пяти священных звуков индийской мифологии. Персонифицированные изображения Панча-махашабды сохранялись в индийском изобразительном искусстве вплоть до недавних времен 31. Расположение айратамского фриза в одном из помещений буддийского святилища позволяет уверенно говорить о тематической связи представленных на фризе девушек с цветами, гирляндами, сосудами в руках и упомянутых музыкантов именно -С буддийским мифологическим циклом, скорее всего, с одной на джатак. Все данные позволяют видеть здесь связь со сказанием о «Великой кончине», когда, по словам Асвагошн,
Дэвы всюду лили дождь цветочный,
Музыка гремела в небесах **.
Изображению музыкантов горнего мира айратамские ваятели придали вполне реальный облик празднично разодетых музыкантов из числа тех, что услаждали на пиршествах слух великих мира сего или участвовали в больших общенародных празднествах, связанных, как правило, также и с религиозной обрядностью. Своеобразие этнического облика, причесок и одежд участников айратамского фриэа уже не раз отмечалось в литературе. Нельзя пря этом забывать н о том, что отчетливо выраженная стилиэтическая общность айратамского фриза с творениями так называемой гандхарской скульптурной школы Пенджаба была связана с занесенный из Индии буддизмом. А это, в свою очередь, могло обусловить появление в искусстве правобережного Тохаристана не только буддийской тематики, но и ряда принесенных оттуда изобразительных черт.
Раздел: Книги
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.