Культура античности. Часть вторая

Раздел: Книги

В отличие от женских образов халчаянской скульптуры, равно как и рельефов на парфянских ритонах Нисы, музыкантши айратамского фриза имеют в большинстве головные уборы: у лютнистки голова окутана платком, конец которого переброшен через левое плечо, у флейтистки надет род кокошника в виде пальметты, у арфистки на локоны наброшена плетеная сетка, и только женщина с ударными чашами показана с непокрытой головой. Характерна прическа арфистки, убранная пышным валом с параллельными зигзагообразно разработанными прядями волос и панельным ремнем на лбу, откуда спускается стреловидная подвеска (это уже крайне условная передача тех красиво расположенных волнистых прядей, которыми обрамлены лица головок и на нисийских ритонах, и в скульптуре Халчаяна). Прическа этого рода встречается и в гандхарской скульптуре 20, однако со временем новые, более строгие нормы приличия в системе кубанского государства побуждают, по-видимому, женщин покрывать головы разного рода шапочками или платками.
Исследователи полагают, что горельефные фигуры музыкантов на ай-ратамском фризе представляют образное воплощение Ианча-махашабды— пяти священных звуков индийской мифологии. Персонифицированные изображения Панча-махашабды сохранялись в индийском изобразительном искусстве вплоть до недавних времен 31. Расположение айратамского фриза в одном из помещений буддийского святилища позволяет уверенно говорить о тематической связи представленных на фризе девушек с цветами, гирляндами, сосудами в руках и упомянутых музыкантов именно -С буддийским мифологическим циклом, скорее всего, с одной на джатак. Все данные позволяют видеть здесь связь со сказанием о «Великой кончине», когда, по словам Асвагошн,
Дэвы всюду лили дождь цветочный,
Музыка гремела в небесах **.
Изображению музыкантов горнего мира айратамские ваятели придали вполне реальный облик празднично разодетых музыкантов из числа тех, что услаждали на пиршествах слух великих мира сего или участвовали в больших общенародных празднествах, связанных, как правило, также и с религиозной обрядностью. Своеобразие этнического облика, причесок и одежд участников айратамского фриэа уже не раз отмечалось в литературе. Нельзя пря этом забывать н о том, что отчетливо выраженная стилиэтическая общность айратамского фриза с творениями так называемой гандхарской скульптурной школы Пенджаба была связана с занесенный из Индии буддизмом. А это, в свою очередь, могло обусловить появление в искусстве правобережного Тохаристана не только буддийской тематики, но и ряда принесенных оттуда изобразительных черт.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *