В гандхарскон скульптуре эпохи Кушан наблюдается немало вариантов образа облаченной в эллинизированные ниспадающие складками одежды девушки-лютнистки, которая играет стоя, прижав лютню к груди Рельеф из Свата воспринимается как несколько более поздняя по стилю реплика халчаянской лютнисткн **. Следует отметить, что в изображениях из Гандхары встречаются оба варианта лютня — халчаянский и аира-тамскнй: это служит свидетельством сосуществования двух видов струнных лютнеобразяых инструментов, по-видимому, обладавших различными тембровыми качествами.
Мотивы халчаякского и айратамского скульптурных фризов в поздне-кушанское время находят на Среднем Востоке повторения не только в скульптурных, но и в живописных репликах (росписи Мирана 24 и Топ-рак-кала а* — Хорезм).
В вопросе о музыкальной культуре Средней Азии первых веков н. э. наряду с монументальной живописью и скульптурой дворцов и храмов необходимо привлечь и иную категорию памятников античного изобразительного искусства — мелкую коропластнку. Связанные в своей основе с распространенными народными культами терракотовые статуэтки относились к разряду массовых художественных изделий, изготовлявшихся для широкого потребителя. Они отвечали в наиболее наглядной форме его запросам, вкусам и привычным представлениям.
В составе согдийских терракот из Самарканда I—III ее. нередко встречаются фигурки музыкантов в простонародной одежде — длинной рубахе н мягких штанах, заправленных в сапоги (рнс. 4). Основной состав инструментов — два вида флейты, продольной и поперечной, а также струнный, вида лютни, с очень широкой округлой декой. Играет лютнист, прижав корпус к груди и отведя гриф влево несколько вниз 27.
В Средней Азии по мере все большего бытового закрепощения женщины публичная игра на музыкальных инструментах, по-видимому, уже в первых веках н. э. постепенно становится привилегией мужчин. В парфянской керопластика Южного Туркменистана в эту пору наблюдается то же, что и в Согде. Среди терракотовых статуэток античного Мерва (городище Гяур-кала) появляются грубоватые штампованные или формованные от руки мужские фигурки с прижатой к груди двуструнной лютней, имеющей округлую деку и отогнутую шейку (рис. 3).
Близкую по типу лютню можно видеть в руках музыканта на серебряном блюде Британского музея, изобразительный мотив которого по ряду признаков есть основания считать позднепарфянским м. Здесь в сцене пиршества слух правителя и его супруги (или наложницы) услаждают два стоящих
у тахты музыканта; один из них играет на длинной фигурной трубе, другой — на лютне с каплевидным корпусом и недлинным грифом, которую он держит у груди.
Представление о струнном инструментарии предарабских времен дает живопись Пянджикента 2*, а также некоторые изделия торевтики”. Памятники эти свидетельствуют, что лютни, претерпев, возможно, известную эволюцию, продолжали существовать и после крушения античного мира.
Раздел: Книги
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.