Очень показательно сопоставление халчаянской лютнистки с музыкантшами айратамского фриза. Несмотря на общность сюжета и происхождение из одной и той же историко-географической области—Бактрии — Тохаристана — памятники эти наглядно отражают протекшую эволюцию. Различие облика халчаянских и айратамских девушек — это не столько различие этнического порядка, сколько стиля. Общее выражение айратамских лиц почти бесстрастно, в то время как у халчаянской лютнистки оно исполнено сердечной теплоты. На айратамском фризе явственно отображен процесс эволюции скульптурных образов, как результат видоизменения воззрений на цели и задачи статуарного искусства, ибо в кушанскую эпоху в скульптуре Среднего Востока начинает преобладать предельно обобщенный, холодный образ, уже лишенный той внутренней жизни и человечности, которые столь характерны для раниеантичного искусства Средней Азии. Эта черта бактрийской пластики наглядно предстает даже при рассмотрении единичного примера в обширном цикле халчаянской скульптуры — образа девушки с лютней.
Ю. А. САВЕЛЬЕВ
Кипрские сосуды из коллекции ГМИИ
В
Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина хранятся пять кипрских сосудов, поступивших из собрания музея Строгановского училища с этикеткой «Ларнака», три ойнохойи и два кубка.
Два кубка (I 1-6 37 и I 1-6 38) одинаковой формы различаются лишь размерами и фактурой глины. Это сосуды с широким устьем, чашевидным вместилищем, имеющим почти вертикальные стенки, плавно переходящие в ножку, л-образными ручками. Снаружи по краю и на широкой части тулова по две полосы темно-коричневого лака, им же покрыта и расширяющаяся книзу часть ножки. Около ручек верхняя и нижняя полосы соединены мазками лака. Внутри — по два пояска лака. Размеры сосудов: 1 1-6 37 — высота 0,121 м, диаметр устья 0,154 м ((рис. 1,1); I 1-6 38 — 0,078 м и 0,101 м (рис. 1, 2). Глине первого — светлая, серовато-белая, второго — светло-коричневая. Оба сосуда сделаны на гончарном круге. Облицовки на сосудах нет, поверхность их шероховата, глина с песчинками Описанные кубки имеют многочисленные аналогии *.
По технике росписи кубки относятся к группе White-painted 8. Посуда обычно имеет облицовку зеленовато-белого цвета, по которой черным или коричневато-бурым лаком нанесена роспись. Их можно отнести к двум ранним хронологическим подгруппам White-painted, соответственно распространенным в 1 и II геометрических периодах на Кипре (1050—850 гг. до н. а)... К первой половине этого отрезка времени они и относятся, так как кубки класса Proto-White 4, переходного от позднемикенского к геометрическому стилю, весьма близки нашим по форме и росписи. Некоторые кубки из погребений переходного времени в Курионе 5 расписаны так же просто, как и кубки из ГМИИ, другие имеют систему росписи в виде панелей с заштрихованными «бабочками» внутри них, треугольниками, ромбами, на третьих — волнистые линии, сходные с теми, что украшают
Раздел: Книги
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.