. Два крупнейших современных исследователя коринфской керамики, Бенсон 1 и Эмюис Б, безоговорочно отнесли их одному мастеру. Первая из них — килик во Франкфурте-на-Майне 8 — идентична по форме килику из собрания ГМИИ. Роспись отличается некоторыми деталями: центральный медальон с горгонейоном окружен только одной полоской язычкового орнамента, снаружи килик украшен тоже лишь одним фигурным фризом. С одной стороны здесь представлена сцена симпозиума, с другой — едущие влево спокойным шагом всадники, очень близкие всадникам ки-лика из ГМИИ, только фигуры птиц за ними заменены розеттами. Другой килик из этой группы, находящийся в Афинском Национальном музее 7, украшен снаружи двумя фризами. В верхпем фризе с одной стороны изображена охота на кабана, с другой — двоеборье. Фланкирующие эту последнюю сцену фигуры всадников близки всадникам киликов из ГМИИ— и франкфуртского, равно как и украшающий центральное клеймо афинского килика горгонейон 8, окруженный гирляндой пальметт и лотосов. Нижний фриз килика в Афинах заполнен фигурами животных. Такова же система росписи на третьем из киликов названной группы, хранящемся в Британском музее в Лондоне 9. К сожалению, о нем трудно судить подробнее, так как опубликован лишь горгонейон, украшающий внутреннюю сторону этой вазы. Наиболее яркой и убедительной аналогией нашему килику является последняя из ваз, отнесенных Пайком к рассматриваемой группе, — фрагментированный кратер в Метрополитен-музее в Нью-Йорке 10. Он украшен тремя фризами, из которых верхний занимает сложная многофигурная сцена сражения. Второй фриз заполнен шествием уже знакомых нам всадников и летящих за ними птиц. В нижнем фризе появляются пантеры и пасущиеся козлы, между которыми в одном месте помещена фигурка птицы. Абсолютное сходство изображений всадников и животных на нью-йоркском кратере и на килике из ГМИИ окончательно доказывает, что роспись этих ваз принадлежит руке одного мастера и. Бенсон дал ему имя «Мастер фриза всадников» 1а, Эмюнс назвал его «Мастером кавалькады» 1#. Первое название нам кажется более удачным, и в дальнейшем мы будем его придерживаться. Существование этого мастера представляется бесспорным, хотя Бенсон в статье, являющейся дополнением к его книге 14, изменил свою точку врення. Основываясь на некотором сходстве горгонейонов на киликах этого мастера с аналогичным изображением на ручках кратера в частной коллекции в Базеле1*, являющегося работой «Мастера трех девушек», Бенсон приписывает этому последнему все работы «Мастера фриза всадников». В действительности же сходство между этими двумя мастерами не столь велико, чтобы можно было сделать такой вывод. «Мастер трех девушек» получил свое название от излюбленной им группы трех идущих рядом женских фигур в плащах, повторяющейся почти на всех его кратерах. Едущие спокойным шагом всадники также у пего встречаются, ио это всегда воины в шлемах, со щитами в руках, а не юноши, обнаженные или в коротких хитонах, как у «Мастера фриза всадников»
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.