. Нет полного сходства и в исполнении горгонейонов у того и другого мастера. «Мастер трех девушек» большое внимание уделял животным: на кратере в Базеле, например, они занимают два тшжнтгг фриза. Состав животных разнообразен: помимо пантер и козлов, встречаются львы, олени. Сами фигуры животных тяжелее, массивнее и в то же время менее пропорциональны, чем у «Мастера фриза всадников». Учитывая все эти различия, следует согласиться с Эмюксом, который в указанной выше статье полемизирует с Бенсоном, считая, что «Мастер фриза всадников» существует самостоятельно. Вновь публикуемая вава этого мастера, килик из собрания ГМИИ, подтверждая индивидуальный стиль его творчества, является новым важным доказательством его существования. Эмюкс относит «Мастеру фриза всадников», помимо названных выше, еще несколько вав, в том числе кратер в Ватикане, № 126 **, датируемый началом позднекоринфского стиля. На главном фризе этого кратера изображена сцена отъезда героя, а на другой стороне — всадники-воины. С работами «Мастера фриза всадников» эта ваза имеет самое отдаленное сходство. Она, несомненно, является произведением «Мастера трех девушек» (традиционная группа трех девушек сопровождает колесницу героя в главном фризе), к которому справедливо отнес ее Бенсон17. Интересно, принадлежит ли «Мастеру фриза всадников» килик в Национальном музее в Копенгагене, № 9511в? На основании горгоиейоиа, украшающего килик с внутренней стороны, Эмюкс считает его поздней работой «Мастера фриза всадников». Бенсон же на основании наружного фриза с изображениями геральдических групп сирен и лебедя между ними считает копенгагенский кнлнк ранней работой «Мастера фризов птиц», работавшего в позднекоринфскнй период 1в. В данном случае атрибуция Эмюкса кажется нам более правильной. Горгонейон килика в Копенгагене идентичен горгонейонам киликов в Афинах, Франкфурте, Лондоне 20 и ГМИИ. Манера исполнения внешнего фриза не противоречит этой атрибуции — стоит сравнить, например, сирен на копенгагенском кидике и на кидике в Афинах. В то же время общая композиция декора связывает копенгагенский килик с более скромными работами «Мастера фриза птиц», где особенно характерно изображение грифоноголовых птиц, с тремя выступами на голове, образующими род гребня. Точно такие же по рисунку птицы-грифоны помещены под одной на ручек килика из собрания ГМИИ, что является еще одним доказательством тесной связи между этими двумя вазописцамн. Вряд ли на основании этого сходства можно было бы считать килкки «Мастера фриза птиц» поздними работами «Мастера фриза всадников»: скорее в них следует видеть произведения его ученика или последователя. К работам «Мастера фриза всадников» с уверенностью можно отнести следующие вазы: 1) килик в Национальном музее в Афинах № 330; 2) килях во Франкфурте-на-Майне; 3) килик в ГМИИ в Москве, II 1-6 7; 4) фрагментированный кратер в Метрополитен-музее в Нью-Йорке м; 5) килик в Британском музее в Лондоне; 6) килик в Национальном музее в Копенгагене, инв. № 951 аа
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.