. Первые четыре вазы этого списка отличаются особенно высоким качеством росписи, тонкостью и совершенством рисунка и заставляют считать их автора одним из крупнейших мастеров среднекориифского периода. Он предстает перед нами уже сложившимся художником; он начал, по-видимому, свою деятельность еще в конце VII в. до н. э. Перечисленные же вазы, в том числе и килик из собрания нашего музея, следует отнести к первой четверти VI в. до н. э. Британский килик Пайн относят уже к началу позднекоринфского стиля. Самой поздней из известных нам работ «Мастера фриза всадников» является килик в Копенгагене. Это позволяет сделать предположение об известной деградации его стиля, хотя, конечно, мы не можем утверждать, что и в более поздний период своего творчества он не расписывал больших ваз со сложными сюжетами. «Мастер фриза всадников» не одинок среди своих современников: напротив, он находит среди mnc ряд близких ему мастеров и может считаться типичным представителем вазописи средиекоринфского периода. Ближе всего он стоит к очень интересному вазописцу, которому Эмюкс посвятил свою упомянутую выше статью и которого он назвал «Мастером медальона». Эмюкс прослеживает путь этого мастера от ранне-коринфского до позднекорянфского периода. Он начинает с ваз, украшенных фризами с фигурами животных и густым заполнительным орнаментом **, и переходит затем к киликам и кратерам, в росписи которых, как и у «Мастера фрина всадников», сочетаются сложные сюжетные изображения с фризами животных, занимающими второстепенное место 44. Наряду с богато украшенными киянками, аналогичными по системе росписи кили-ку из нашего собрания, «Мастер медальона» расписывал и более скромные вазы, такие, как килик в Бостоне", по которому он получил свое имя. С внутренней стороны этот килик украшен медальоном с женской головой, снаружи — фризом с изображением с одной стороны летящей птицы между двумя сиренами, с другой — лебедя между птице-грифонами. Роспись этого килика является близкой параллелью скромному позднему килику «Мастера фриза всадников». Эволюция творчества обоих вазопио-цев шла, как мы видим, одними и теми же путями *. Близость манеры мастеров доказывает также выбор сходных тем для росписи их ваз: у того и другого мастера встречаются изображения сцен сражения, пиров, танцующих комастов. Для украшения центрального медальона на чашах и киликах особенно охотно используется горгонейон. Сходны и такие приемы, как использование изображений летящих птиц и змей для заполнения пространства между отдельными фигурами. Эмюкс в своей работе убедительно доказывает, что «Мастер медальона» оказывал большое влияние на современных ему коринфских вааописцев. Можно предположить, что он стоял во главе большой мастерской, функционировавшей в среднекорянфский период, а возможно — ив поздне-коринфский
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.