Культура античности. Часть вторая

Раздел: Книги

А. А. Передольская упоминает и о килике II 1-6 459, как о вероятной работе того же мастера, ссылаясь при этом на килик в Вене®, где фигура юноши наклонена вперед, как и на рассматриваемом килике. Роспись обоих киликов совершенно сходна и различается только в деталях. Так, на килике в Вене правая рука юноши протянута вперед, между тем как на килике ГМИИ она заложена за спину. Вместо щита перед юношей подобие алтаря. На венском килике мы видим тот же профиль лица с немного выдающейся нижней губой, ту же форму глаза, манеру выполнения волос, складок одежды. Для всех рисунков мастера чаши из Иеле характерны оттянутые гирьками складки плаща. Форма килика ГМИИ совершенно аналогична форме венского килика и килика Эрмитажа. Мастеру чаши из Иеле приписывается около 40 ваз, из них 35 киликов. Время его работы — 70-е годы V в. Вероятно, около 470 г. был выполнен и килик ГМИИ.
2. Очень распространенной во второй четверти V в. до н. э. формой ваз стали небольшие краснофигурные лекифы, роспись которых обычно сводится к одной фигуре на лицевой стороне. Часто изображается фигура крылатой богини, летящей или идущей.
Лекиф (II 1-6 587) из собрания ГМИИ имеет вытянутое, цилиндрической формы тулово и довольно высокую шейку горла. Лекиф поступил из Кабинета изящных искусств. Происхождение его неизвестно.
Высота лекифа 0,181 м, диаметр горла 0,035 м. Сосуд склеен и частично реставрирован. Вокруг горла пояс из язычков, ниже лучевидный орнамент. Над рисунком — полоса меандра. На тулове изображена летящая вправо Ника в длинном хитоне и пеплосе. На голове — чепец, из-под которого над лбом выбиваются волосы. В руках у Ники широкая, плоская корзинка, которую она несет к алтарю, помещенному справа. Верхняя часть алтаря оформлена в виде ионийской колонны. Капитель, корзинка и крылья Ники украшены точечным орнаментом. Рисунок довольно беглый. Кисти рук и ступни ног Ники непропорционально малы. Фигура Ники на лекифе ГМИИ, особенно ее голова с выбивающимися спереди из-под чепца волосами и профиль довольно длинного лица с заостренными чертами, очень характерны для рисунков мастера вазы из Карлсруэ 6. Этот мастер работал
уже в период ранней классики, между 450 и 460 гг., и расписывал главным образом лекифы. Очень близок нашему рисунок этого мастера на белофонном лекифе в Кэнбридже 7. В Эрмитаже в Ленинграде имеются два лекифа, относимые А. А. Передольской мастеру Карлсруэ — Б. 2635 с сидящим сфинксом и Б. 2639 с изображением женщины с зеркалом-Особенно близок лекифу ГМИИ последний.
Орнаментация обоих лекифов совершенно идентична лекифу ГМИИ.
Хорошими образцами рядовой продукции афинских гончарных мастерских второй четверти У в. до и. э. являются два краснофигурных лекифа ГМИИ — инв. № II 1-6 584 и II1-6 386. Оба, несомненно, вышли из одной мастерской и расписаны одним и тем же мастером.

http://belsmeta.com/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *