. В этой мастерской сложились определенные приемы, был разработан довольно узкий круг излюбленных тем росписи, повторяющихся у ряда вазописцев, на близость манеры которых к творчеству «Мастера медальона» справедливо указывает Эмюкс и которые могли работать вместе с ним, так же как и «Мастер фриза всадников». Несомненно, оба эти мастера были тесно связаны с упомянутым выше «Мастером трех девушек» 27 и группой близких ему вазописцев, расписывавших большие кратеры а®. Из мастеров, расписывавших преимущественно килики, особенно интересен выделенный Эмюксом «Мастер Таренте» **. По манере он очень близок «Мастеру фриза всадников» и, как отмечает Эмюкс, мог испытывать его влияние. Его килики украшены с внутренней стороны горгонейон ом, несколько отличающимся по типу от горгонейонов «Мастера медальона» и «Мастера фриза всадников». С наружной стороны они, так же как и у этих мастеров, украшены двумя фризами: нижний из них заполнен фигурами животных (главным образом пантер и баранов), а верхний — изображениями всадников, комастов, бегущих людей, среди которых нередко появляются фигуры животных, птиц, сирен и сфинксов. К сожалению, большая часть приписываемых ему ваз не опубликована, и поэтому трудно судить детально о его работах, которые, как отмечает Эмюкс, несколько грубее, чем росписи «Мастера медальона». Из всех вазспнсцев, объединяемых вокруг «Мастера медальона», больше всего приближается к нему как по стилю, так и по высокому мастерству «Мастер фриза всадников» — один ив наиболее значительных вазо-писцев, расписывавших ранние чернофигурные коринфские вазы первой четверти VI в. до н. в. Килик работы этого мастера, находящийся в собрании ГМИИ, принадлежит к числу лучших образцов этой вазописи. А. П. СМИРНОВ Античные элементы в культуре населения Севера Восточной Европы Вк одном из своих исследований В. Д. Блаватский касается весьма интересной проблемы о воздействии античной культуры на страны Северного Причерноморья 1. Всесторонне разбирая этот вопрос на всей совокупности археологических материалов н све-деиий античных авторов, он установил, что проникновение античной культуры встречало значительные трудности вследствие больших различий между скифо-меотским и античным миром, а также большого консерватизма населения Северного Причерноморья. Однако, несмотря на это, продукция мастерских греческих городов проникала довольно далеко на север н имела хождение в среде местной гнатн, широко пользовавшейся изделиями античных ремесленников. Весьма интересно, что, попав в иноплеменную среду, такие вещи не только имели хождение в быту, но послужили прототипами многих изделий местных мастеров. Влияние античного мира распространялось весьма далеко и доходило до крайнего Севера Восточной Европы и Западной Сибири. Наиболее сильным оно было в первые века н. з. Для более раннего времени трудно указать образцы, созданные на основе украшений и бытовых вещей, попавших из античных центров на Север Европы
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.