. Несравнимо сильнее античного влияния ощущается воздействие скифо-сарматского мира, наложившего сильный отпечаток на всю культуру населения северной части Восточной Европы. Это сказывается и в ряде предметов быта, оружия и главным образом в прикладном искусстве. Однако и античное влияние, как показывает материал, нельзя сбрасывать со счетов. Оно проникало далеко на север. Прежде всего хотелось бы отметить элементы античной культур! в мордовских украшениях первых веков н. э. Среди многочисленных типов гривен — украшения типично варварского, широко распространенно го у различных племен Европы,— украшения, не свойственного античной цивилизации, бытует тип гривны из круглого дрота с запором в виде круглой коробки. Этот тип распространен на ограниченной территории Западного Поволжья первых веков и. э., примером чего может служить Старший Армневскнй могильник в Пензенской области. Более ранних гривен этого типа нет. Гривны не ируглого дрота восходят к прототипу из Анаивннского могильника, где они представлены и в археологическом и в изобразительном материале. Однако одна деталь древнемордовских гривен — наличие запора в виде круглой коробки — заставляет вспомнить статую Неокла из Анапы, где на месте запора изображена головка быка в манере, характерной для трактовки античного букрания *. Весьма возможно, что этот элемент, проникнув в мордовскую среду, был своеобразно понят и лег в основу большого числа гривен с круглым запором, тип которых просуществовал несколько столетий. Этим незначительным сюжетом не исчерпывается воздействие античного ремесла на варварское население Европы. На север проникло изображение медузы, которое, будучи понято своеобразно, сохранялось до вольно долго в культовых изделиях Приуралья рубежа я, э. Образ медузы был широко распространен в греко-римском мире и служил в качестве оберега для живых и мертвых. Изображение медузы известно на украшениях, на бытовых вещах, на оружии, на конском убранстве и, наконец, на погребальных сооружениях. Этот образ за время своего существования претерпел значительные изменения. Архаический устрашающий тип постепенно сменился красивым женским лицом. Исследователи отмечают, что сопровождающие медузу змеи отсутствуют на ранних античных изображениях *. В Приуралье изображения женского человеческого лица известны и в виде отдельных пластин, и чаще всего на груди птицеобразных идолов. Наиболее ранние фигуры с человеческим лицом, на которых еще трудно проследить черты античной медузы, относятся ко времени ананьинской культуры, когда глаза и рот отмечались двойным овалом н двумя чертами изображался нос. Совершенно иной характер имеют женские лица на груди птиц. Эти лица можно сопоставлять с изображениями медузы. Они во всех случаях овальной формы с красиво трактованными глазами, с бровями, обозначенными одной линией, и овальным ртом. Иногда они бывают окружены волнистыми линиями, напоминающими фигуры змей
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.