Культура античности. Часть вторая

Раздел: Книги

. Скульптура явно рассчитана только на обозрение спереди, откуда она, несмотря на свою плоскостность, имеет вид круглой, объемной фигуры. Нижняя часть плиты (высотою 0,22 м) обработана грубо в расчете на то, что она будет заглублена в землю. Скульптура изображает мужскую фигуру до бедер, одетую в кафтан с длинными рукавами. С плеч спускается складками плащ, вероятно, скрепленный застежкой на правом плече. На голове высокая жанка, сзади спускающаяся до плеч. По нижнему краю головной убор обрамлен широкой повязкой, сзади завязанной в узел, концы повязки спускаются на спину. Из-под шапки выступают локоны ровно подстриженных волос, изображенных прямыми прорезями в геометризованной манере; локоны прикрывают уши и часть лба, отчего последний кажется ниже обычного. Статуя изображает пожилого человека с короткой пушистой бородой. Усы немного свисают, сливаясь с бородою; лицо округлое, с полными щеками и выступающими скулами; крупный нос; рот небольшой, с припухлыми сжатыми губами; круглые глаза посажены глубоко и близко один к другому. Заметна асимметрия лица: одна бровь немного выше и длиннее другой. Плечи мужчины крутые, грудь невысокая, шея короткая. На груди и животе плащ драпируется треугольными складками, по бокам складки ниспадают вертикально. Руки полусогнуты, кисти их слегка прижаты сбоку к торсу. У левого бедра — колчан, нижним концом выступающий на переднюю сторону (рнс. 1, 2). Руки непропорционально коротки. Эта диспропорция особенно заметна с боковой стороны, но мало видна спереди. Главное внимание скульптора было сосредоточено на изображении лица, живого, немного асимметричного, выразительного и несомненно портретного. Торс, складки одежды, руки изображены более обще и менее моделированы, особенно кисти рук. Реалистично передан колчан, хотя и расположенный на боковой стороне. Тип лица, головной убор, кафтан н колчан — все эти детали красноречиво говорят о том, что статуя изображает не грека, а представителя местного племени, т.е. синда. Статуя 1961 г. представляет редкий тип, хотя среди произведений бос-порской скульптуры я можно найти аналогии. В 1896 г. в кургане у пос. Сенная, т.е. на территории курганного некрополя Фанагории, была найдена статуя2, изображавшая воина в кафтане с длинными рукавами и плаще, из-под которого виден пластинчатый панцирь. В левой руке — лук и стрелы, у правого бедра — меч. По форме меча мы датировали эту статую III в. до н. э.3, с чем согласилась и М. М. Ко-былина 4, ранее склонявшаяся к несколько более поздней дате 5. Сравнение этой статуи с вновь найденной указывает на большую их близость. Обе статуи являются наколенным изображением вооруженного мужчины с широким округлым лицом, сильными скулами. Негреческий тин особенно подчеркнут высоким головным убором с повязкой, типа войлочной 6 шапки, и вооружением. Различие этих фигур заключается в деталях одежды, выражении лица, числе и деталях вооружения. Сходство этих двух статуи указывает на единство этнографического типа и на близость их во времени

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *