Культура античности. Часть вторая

Раздел: Книги

. Различия же являются следствием передачи индивидуальных портретных черт. В 1959 г. на территории курганного некрополя Фанагории была найдена скульптура, выполненная из местного известняка 7. Она изображает голову местного жителя, синда, в островерхом головном уборе с повязкой. Лицо его, широкоскулое, с большими широко открытыми глазами, обрамлено каймою вьющихся локонов, как у статуи 1961 г., по трактованных более пластично. М. М. Кобылина с полным основанием считает голову портретной, принадлежавшей статуе, подобной статуе 1896 г. Эта три скульптуры образуют единую по типу и сюжету группу, объединенную и районом находки. Детальный анализ головы, проведенный М. М. Кобылиной в сравнении с греческими образцами, привел ее, как нам представляется, к правильным выводам о том, что голова статуя на фанагорийского некрополя относится к середине нлн второй половине IV в. до н. э., что изваял ее мастер, хорошо знакомый с достижениями греческой скульптуры, вероятно, грек, работавший по заказу босиорцев и создавший образ боспорца — не грека Несомненно, что из трех приведенных скульптур эта голова — самая ранняя. Ее художественные качества несравненно выше, чем качество статуй 1961 н 1896 гг. Ее мастер более тесно связан с традициями греческой скульптуры. Геометричность, наличие диспропорций, большая суммарность изображения, характеризующие статую 1961 г., и в то же время большая выразительность лица, передающего местный этнический тип, заставляют думать, что выполнил ее мастер — представитель боспорской художественной школы, но уже не грек. Что касается датировки статуи 1961 г., то она, как н статуя 1896 г., является дальнейшим развитием типа, представленного головою, найденной близ Фанагории в 1959 г., и относится, по всей видимости, к III в. до и. э. Новая находка указывает на достаточное распространение этого рода мужских статуй и заставляет усомниться в выводе М. М. Кобылиной, что голова из Фанагории представляла собой изображение царя. Правильнее считать его представителем синдской аристократии. К той же группе скульптур следует отнести и статую воина из Тамани, известную нам только по описанию Статуя, как пишет М. М. К о были на, «изображала местного жителя снндо-меота», одетого в широкие штаны и рубашку с длинными рукавами, у пояса — кинжал. Последней из известных нам скульптур згой группы является статуя, опубликованная Г. Ки-герицким и К. Ватцингером 10. Статуя до 1889 г. хранилась в Царском кургане, среди других различных лапидарных памятников, и поручиться за то, что она «вероятно, найдена в Керчи или около нее», как говорят издатели, нельзя. Голова статуи отбита, нижняя часть имеет выступ для укрепления в базе. Это — наколенное изображение воина в кафтане с длинными рукавами. Спереди виден панцирь; с плеч спускается плащ, закрепленный на правом плече; слева у бедра короткий меч в ножнах с навер-шием в виде звериной головы. Легко заметить, что статуя эта близка вышеописанным, особенно статуе 1896 г

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *