Культура античности. Часть вторая

Раздел: Книги

3. Первый лекиф (II 1-6 584) имеет цилиндрической формы тулово н довольно высокое горло. Вокруг горла — палочный орнамент, на плечике — четыре пальметты, связанные усиками. Высота лекифа 0,145 м, диаметр устья 0,055 м. Лекиф поступил из Кабинета изящных искусств. Найден в Танагре. Горло сосуда приклеено и частично реставрировано. На тулове изображена стоящая обращенная в три четверти вправо женщина в хитоне и гиматии. Справа от нее — корзина. В левой руке женщина держит зеркало. Голова ее повернута в направлении протянутой назад правой руки. На волосах — чепец, в ушах — серьги. Руки, ступни и голова несоразмерно большие при укороченных пропорциях фигуры.
4. Второй лекиф (II 1-6 386) имеет аналогичную форму и орнамент на плечике. Над рисунком помещена полоса меандра. Поверхность лекифа довольно сильно повреждена и покрыта сбоями. Высота лекифа 0,169 м, диаметр устья 0,036 м. Происхождение его неизвестно. На тулове изображен идущий вправо юноша с двумя копьями в левой руке. Голова его обращена назад в направлении протянутой правой руки. Юноша одет в короткий плащ с каймой, скрепленный на правой плече. Пропорции фигуры укорочены, длина руки несоразмерно велика. Так же, как и на предыдущем лекифе, мы видим резко повернутую назад голову при повороте фигуры в три четверти. Черты эти очень характерны для рисунков «мастера Эсхина», работавшего во второй четверти V в. до н. а, и расписавшего более 180 лекифов 8. В частности, лекиф с изображением женщины с зеркалом, очень близок лекифу Эрмитажа, опубликованному А. А. Передольской ®, которая приписывает его «мастеру Эсхина». У Ники на лекифе Эрмитажа та же поза и пропорции фигуры, лицо с заостренным носом, выдающимся подбородком и большими ушами. Изображение юноши на втором лекифе из ГМИИ имеет ближайшее сходство с изображением на лекнфе из Кембриджа 10, тоже приписываемом «мастеру Эсхина», и на лекифе Эрмитажа. По форме и орнаментации эти лекифы совершенно аналогичны лекнфам ГМИИ. Очень близкие рисунки на лекифах имеются во многих музеях. На два лекифа из ГМИИ, как на вероятные работы «мастера Эсхина», ссылается и А. А. Передольская в указанной выше работе.
Анализ публикуемых ваз показывает, что малоизвестные мастера второй и третьей четвертей V в. до н. э. нередко создавали произведения хорошего качества. Изучение этих работ расширяет наши представления об аттической вазописи V в. до н. э.
И. Д. МАРЧЕНКО
Из ИСТОРИИ АРХИТЕКТУРЫ Пантикапея

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *