. Из приведенного перечня можно заключить, что женские статуи-по-луфигуры бытовали более длительное время, чем мужские (с IV в. до и. в. по I—II ее. и.».). Количественно таманская группа превышает керченскую. При этом среди таманских преобладают раннеэллинистические, на них наиболее ранними следует считать статуи 1871 г. из станицы Сенной и из Анапы. По типу головного убора эти статуи близко связаны с мужскими фигурами первой группы и, несомненно, изображают жещцин-синдянок. i Обращаясь к полуфигурам всех групп, увидим, что из скульптур, место находки которых известно, 22 происходят с Таманского полуострова, а с Керченского —- 13. Даже если допустить, что большинство из остальных найдено на Керченском полуострове, все же таманская группа оказывается многочисленнее или равна керченской. Следует иметь в виду, что некрополи Тамани исследованы хуже керченских. Однако более важно отметить, что таманская группа статуй-полуфигур в целом относится к ранним образцам всей серии. Среди нее ны не находим позднейших (I—II ее. н. е). и, напротив того, выделяются наиболее ранние экземпляры. Скульптуры первой группы мужских статуй-подуфигур с оружием и женских в островерхом головном уборе типа 1871 г. из Фанагории относятся к раннему эллинизму н являются наиболее яркими и характерными. Они составляют специфическую особенность местной пластики азиатской стороны Боспора и отражают культуру его населения. Популярность статуй-полуфигур на Таманском полуострове подтверждается распространением рельефных надгробий с изображением на ни» статуй-полуфигур м. Такие надгробия происходят из района Фанагории*7, Гермонассы 68, Горгипшш и относятся к эллинистическому времени. Главные признаки, объединяющие эту небольшую пока группу скульптур: единство сюжета — ^кеиский образ, созданный синдским искусством, с характерными признаками местного этнического типа и этнографическими деталями, н единство художественного стиля. Женский о бра 8, представленный этими надгробиями, очень близок тому, который воплощен в нескольких статуях-полуфигурах, найденных в 1871 г. при раскопках Фанагорий-свого кургана. Все она, несомненно, изображают обитательниц Таманского полуострова ** эпохи эллинизма. Однако, несмотря на общность женского образа, представленного статуяын-полуфигурами и рельефными надгробиями *°, все лица изображенных женщин отличались некоторыми индивидуальными чертами и разным выражением, что объясняется, видимо, стремлением к портретностн. Подобный тип изображений женщин среди надгробий с Керченского полуострова неизвестен. Правда, надгробие с весьма сходным изображением женщины имеется в собрании Керченского музея 81. Но оно было приобретено в 1916 г. в неизвестном месте, а сходство его с вышеупомянутыми таманскими столь велико, что сомневаться в его происхождении из Синдики едва ли возможно. Женский тип, представленный этими памятниками, очень близок изображению богини на ритоне из дер. Мерджаны *2, т.е. из Синдики
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.