Культура античности. Часть вторая

Раздел: Книги

. Там находилось, по-видимому, древнее святилище местных, негреческих божеств, пользовавшееся в Синдике большой известностью и особым почитанием. Несмотря на то, что статуя Астары (статуя Санерга не сохранилась) изваяна в стиле греческой скульптуры, в ней наблюдаются некоторые черты, присущие фанагорийским статуям-полуфигурам 1871 г.: поза, положение рук, длинное покрывало, плоскостность. Каменная скульптура, использовавшаяся негреческом населением азиатского Боспора, распространилась здесь в основном под влиянием греческой и может служить одним из показателей интенсивной эллинизации стндов, гораздо более значительной, чем скифов. Это отразилось на характере и количестве бытовавших у них скульптур. Однако особенности условий хозяйственной и социальной жизни, сохранение особых религиозных представлений у синдов ж меотов наложили сильный отпечаток на их пластику, явившуюся одним из направлений в истории боспорской скульптуры. Основными чертами синдского искусства можно считать, отход от греческих канонов при неразрывной общей связи с греческой скульптурой, стремление к точной передаче этнического типа и этнографических черт и деталей, стремление к портретному сходству, схематичность и плоскостность изображений. Ряд этих черт, как схематичность и большая грубость техники по сравнению с классической греческой скульптурой, нередкое нарушение пропорций, наряду с реализмом 51 являются общими для скульптуры народов, живших на периферии античных государств и развивавших свое искусство под сильным воздействием культуры античных центров. Несомненно, что первые надгробные скульптуры с изображением негреческого, главным образом синдского, населения создавались скульп-торами-греками из боспорских городов (например, фанагорийская голова 1959 г.), а затем должны были появиться скульпторы из местной негреческой среды. Произведения их были в техническом отношении слабее, но они полнее отражали этнографические детали и этнический тип. Важнейшим, как нам представляется, выводом из проведенного обзора является тот факт, что названные группы скульптурных памятников изображают обитателей Таманского полуострова — иегреков, в основном синдов, а в таком случае эти памятники представляют первостепенный исторический источник. Собственная культура синдов неучена слабо, мало выделены ее специфические особенности. Все исследователи, занимающиеся азиатским Боспором, подчеркивают сильную и раннюю эллинизацию синдов, за которой часто пропадают самобытные элементы синдской культуры. Скульптурные изображения синдов действительно указывают на огромное влияние античной культуры на синдское население, но одновременно тем более ярко иллюстрируют сохранение этнических особенностей синдов, ихэтнографический тип, быт, элементы идеологии, что трудно, а подчас невозможно проследить по другим источникам. Напомним, что этническая принадлежность группы таких замечательных памятников, как таманские курганы, до сих пор остается недостаточно выжженной

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *