. Все это свидетельствует о большом значении букраниев в ритуале ольвийских культов и. Публикуемая капитель дает новый аспект в вопросе использования букраниев. Мотив букрания очень древен. Он хорошо прослеживается в древневосточных культурах, в крито-микенском искусстве 12. В греческом 4.Vi, искусстве он приобрел особую популярность в эпоху эллинизма, видимо, в связи с проникновением в греческое общество влияний восточных культур. На различных памятниках античного искусства можно наблюдать букрании двух типов — череп быка или голова животного со шкурой и ушами 13. Оба эти типа встречаются в Ольвии. Букраний на капители примыкает к первому типу. Букрании в виде черепов, о которых говорилось выше, встречаются уже с IV в. до н. э., например, в вазописи. Известны они также на ряде памятников III в. до н. э. Некоторые из них особенно близки букраниям ольвийской капители: это букрании, украшавшие Арсинобон (постройка 281 г. до н. э.) и Птолемейон (III в. до н. э.) на о. Само-фраке 14. Близкую аналогию представляют также букрании Кааанлык-ской гробницы и букрании на одном мраморном рельефе эллинистического времени из Истрии 15. Для букраниев этих памятников характерно сильное сужение черепа животного книзу и сочетание черепа с элементами живой бычьей головы, создающее впечатление, что с головы животного была снята шкура, но при этом сознательно оставлена челка с завитками шерсти п рога. Тип букрания на ольвийской капители, находящий аналогию среди букраниев III в. до н. э., помогает решению вопроса о дате памятника. Приведенные сопоставления букраниев вводят изучаемую капитель в круг памятников III в. до н. э. Формы капители и ее орнаментация не противоречат этой дате. В капители имеется ряд признаков, связывающих ее с начальной простейшей формой коринфской капители. Это, прежде всего ее пропорции, построенные на соотношении равных размеров диаметра и высоты. Признак этот отмечен еще Витрувием, как один из характерных для древнейших коринфских капителей **. Один ряд аканфовых листьев в нижней части ольвийской капители заставляет вспомнить капитель храма Аполлона в Бассах последней трети V в. до н. э.17 Подобная традиция выполнения аканфовых листьев была сохранена на капителях зданий III в. до н. э., например, капители коринфских колонн храма Артемиды Лафрии в Мессене 18. Кроме того, обращает на себя внимание неразвитая форма аканфовых листьев, напоминающих пальметты. В связи с анализом формы капители следует признать, что среди известных нам архитектурных памятников полной аналогии ей нам подобрать не удалось. Видимо, это связано с назначением капители как подставки под треножник. При исполнении памятника мастер придерживался определенных законов построения капители коринфского ордера, однако особое назначение капители позволило ему внести некоторые отклонения: высечь изображения черепов животных и поместить под волютамя капители по три аканфовых листа, а не один, как это, почти как правило, было принято в коринфском ордере
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.