Культура античности. Часть вторая

Раздел: Книги

. Не находят аналогии и острые листья растений, выступающих нз-за волют. Техника исполнения капители также позволяет считать ее не выходящей за рамки эпохи эллинизма. Кое-где сохранились следы троянкн, поверхность деталей не имеет следов полировки. Полностью отсутствует прием обработки мрамора сверлом. Изготовление ольвийской капители в III в. до н. э. дает основание полагать, что свободно стоящая колонна с капителью коринфского ордера с водруженным на ней треножником являлась частью священного комплекса теменоса догетского периода. Возможно, что она стояла около храма Зевса, сооруженного вначале III в. до н. э.1*, и составляла вместе с этой монументальной постройкой н алтарями единый ансамбль. Мраморная капитель из Ольвии, хранящаяся в ГИМ, является не только ценным памятником, который дополняет наше представление об ансамбле Ольвийской агоры, но она уникальна для культуры античных государств Северного Причерноморья в целом, так как служит пока единственным примером использования архитектурного ордера в качестве подставки под треножник и представляет собой редкий образец коринфского ордера в Причерноморье. Г; Л. ЦВЕТАЕВА Рабочий инструмент В ВИДЕ ПАЛЬЦА в 1960 г., во время раскопок Фанагории, на территории района гончарных печей (Керамика), было найдено мраморное изображение большого пальца руки (рис. 1). Палец сделан из прекрасного белого мрамора, длина его 10,2 см, наибольшая толщина 3,3 см. Ноготь четырехугольной формы расширяется от основания к концу. Выше выпукло изображен сустав и врезанными линиями схематично показаны складки кожи. Второй сустав не прослеживается — здесь палец имеет столбообразную форму и у излома намечается его изогнутость под прямым углом. Палец обработан так же хорошо, как на больших статуарных скульптурах, к которым при беглом взгляде его и можно было бы отнести. Но наличие намечающейся резкой и неестественной вогнутости пальца под прямым углом, сильная стертость его конца с обратной от ногтя стороны исключают возможность его принадлежности к статуарной скульптуре. Это, безусловно, инструмент. Подобные предметы были найдены в различных местах античного мира. Они сделаны всегда из твердого материала — мрамора, лавы, гранита, яшмы и имеют цвет белый, голубоватый, красный или черный. Исследуя коллекцию изображений пальца из раскопок на острове Делосе, В. Деон-на разработал их классификацию, проследив [формы от примитивного и схематического изображения до прекрасного изображения человеческого пальца с ногтем, фалангой и складками кожи *. Хорошие экземпляры последнего типа были найдены также в Афинах 2 и на Родосе s. Почти все они заканчиваются ровной овальной площадкой, являющейся, очевидно, рабочей частью инструмента. Большинством исследователей высказывались предположения о том, что эти предметы употреблялись в хозяйстве для дробления и растирания пряностей и растений, используемых для приготовления пищи *, ив фармацевтике для растирания трав*

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *