Культура античности. Часть вторая

Раздел: Книги

Наиболее ранней из танаисских строительных надписей до недавнего времени считалась надпись Евпатора *®, но новое чтение надписи IOSPE, IV, 446, данное А. И. Болтуновой, заставляет нас признать, что восстановление танаиссвих оборонительных стек, лежавших в развалинах еще со времени погрома Полемона, велось уже в царствование Савромата I. Данные раскопок тоже свидетельствуют о том, что строительство или восстановление городских укреплений в Танансе было предпринято в начале, а не во второй половине II в. н. э.55 Строительных надписей времени царя Римиталка в Танаисе пока не найдено, но это не значит, конечно, что при нем не велись фортификационные работы. Находка плиты с личным знаком этого царя, которая была вделана в крепостную стену на одном из самых ответственных участков обороны города, служит свидетельством строительных работ, производившихся в правление Римиталка.
П. Н. ШУЛЬЦ
Надгробный рельеф сарматского круга
особенности стеля позднескифских рельефов в общих чертах в литературе уже отмечались Ч За последнее время благодаря новому обильному материалу начинают вырисовываться своеобразные черты скульптурных надгробий снндов *. Но вопрос о стилевом облике рельефов сарматского круга еще не ставился. Вместе с тем о процессах сарматизации культуры Боспора говорилось немало, однако не всегда достаточно конкретно. Расплывчатость понятия «сарматизация» в применении к искусству античных городов Северного Причерноморья обусловлена, в частности, тем, что само сарматское искусство остается до сих пор недостаточно изученным. Если вопросам развития сарматского звериного стиля, зооморфным мотивам в керамике *, сарматским скульптурным глиняным изделиям *, граффити * н в особенности знакам и орнаменту на зеркалах * было уделено внимание, то рельефам в этом отношении не повезло. Между тем процессы сарматизации культуры Боспора, возможно, наиболее ярко проявились именно в надгробных рельефах Боспорского царства первых веков и. я. 7 Для полной характеристики искусства Северного Причерноморья I—
IV вв. н. в. важно выяснить, с одной стороны, что конкретно внесли сарматы в художественную культуру античных городов и соседних народов Северного Причерноморья, и, с другой,— что было воспринято сарматским искусством из искусства других народов.
Представляется своевременным затронуть данный вопрос на примере анализа одного рельефа.
В 1935 г. на западном побережье Крыма, недалеко от позднескифского городища у с. Поповкн, была найдена украшенная рельефом каменная плита с изображением всадника8. По всей вероятности, в этом месте был расположен некрополь, связанный с городищем *. Характер рельефа и условия находки позволяют толковать памятник как надгробие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

Добавить комментарий