Культура античности. Часть вторая

Раздел: Книги

Рельеф на плите на с. Поповки воображает сцену охоты всадника на оленя (рис. 1). Этот мотив, связанный, быть иожет, с фракийским культом конного бега охотника 10, встречается в надгробиях западного побережья Крыма11. Памятник выполнен из плиты местного поэтического оолитового пористого известняка светло-желтого тона. Поверхность его покрыта коричневатой патиной. Выходы подобного известняка находятся неподалеку от Поповки.
Надгробие неправильных четырехугольных очертаний суживается книзу, стороны его непараллельны; внизу имелся, очевидно, шип, впоследствии отбитый. Рельеф низкий, плоский, обрамлен со всех сторон выступающей рамкой. Размеры памятника: высота 1,09 м, ширина в верхней части 0,84, в нижней 0,73, толщина до 0,18 м. Ширина рамки от 4 до 6 см, высота ее до 3 си.
Сохранность надгробия сравнительно хорошая. Отбит правый нижний угол и шип, повреждены верхние углы, есть выбоины на рамке, пострадало лицо всадника. Тем не менее содержание рельефа и его композиция, за исключением двух деталей, о которых будет сказано ниже, достаточно ясны. Лицевая сторона обработана наиболее тщательно, боковые — грубее, тыльная — подтесана лишь местами. Надгробие не расчленено, подобно марьинскому, на ярусы.
Героизированному умершему, конному воину и охотнику, в композиции принадлежит центральное место. Он мчится на коне слева направо, повернувшись лицом к зрителю, и, держа в поднятой руке длинное, по-видимому сарматское, копье, преследует оленя. Корпус коня развернутое восходящей наклонной, задними ногами он как бы упирается в землю, передние — вскинуты. У коня массивная красиво изогнутая шея и небольшая морда. Обозначены грива, ухо, круглый выпуклый глаз, тяжелый длинный хвост.
Воин, слегка откинувшись, поднял правой рукой копье и отвел его назад для броска в оленя. Линия копья ритмически вторит движению коня и его корпусу. Левой, протянутой вперед рукой всадник на всем скаку осаживает коня, сжимая шенкелями его корпус. Ноги выдвинуты вперед, талия туго перетянута ремнем. Широкие плечи и грудь показаны в фас, бедра — в три четверти, логи — в профиль. На правом бедре, по-видимому, меч. На всаднике рубаха с длинными рукавами, на полях ее заметны складки. Лицо, вероятно, безбородое, обрамлено длинными волосами. Возможно, что на голове шапка. В нижней части шеи коня заметен ремень сбруи, выше на шее и морде — ремни поводьев и узды.
Над головой коня справа в углу изображен мчащийся олень. У него длинный корпус и сравнительно короткие ноги, рога прижаты к туловищу, передние ноги вскинуты. Ниже коня — собака. Ее голова и туловище наклонены вперед. Поднятый вверх хвост закручен.
Традиционный для фракийских и позднескифских рельефов мотив охоты, в котором живы отзвуки культа всадника, коня н оленя, осложнен

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *