мифологическими персонажами. В левом верхнем и в правом нижнем углах изображены фантастические существа, напоминающие сирен, у них человеческие круглые головы, повернутые в фас, и «птичьи» хвосты в виде треугольников. Глаза обозначены ямками, нос — рельефом, рот — черточкой. У нижней большой «сирены» как будто две птичьи лапы.
Всадник как бы прорывается между «сиренами», но его лицо, так же как и лицо «сирен», обращено к зрителю, тогда как животные — конь, олень, собака и птичьи хвосты предполагаемых «сирен»—изображены в профиль. Поворот лица в фас вносит в изображение оттенок торжественности, культовой приподнятости. В композиции совмещены и объединены в одно целое реальные (всадник, охота) и ритуальные фантастические мотивы («сирены»).
Нижняя «сирена» по размерам больше верхней. Это создает иллюзию пространственного построения композиции по трем планам: на первом — большая «сирена» и собака, которая как бы нападает на неэ, на втором — всадник, на третьем — малая «сирена» и олень. Сцена рассчитана на осмотр несколько сверху.
Поле рельефа воспринимается как степь. Ощущение ракурса усиливается тем, что правые ноги коня, находящиеся на переднем плане, опущены ниже, чем левые. Все эти элементы, не нарушая предельно плоскостной манеры выполнения рельефа, обостряют динамику композишш. В соответствия с сюжетом охоты фигуры строятся по наклонным линиям при стремительном движении слева направо и вверх. И даже мифологические персонажи подчинены этому строю. Отвечает этому ритму и асимметрическая структура надгробия с его наклонными гранями.
Одна из главных стилевых особенностей рельефа заключается в том, что фигуры вырезаны по преимуществу под прямым углом. Границы их смягчены и сглажены лишь местами, например в фигуре собаки. Эта преобладающая резкость и линеарность границ силуэтов усиливает в рельефе черты жесткости, примитивности, грубоватости. Памятник явно варварский, резко отличный от греческих рельефов.
И вместе с тем рельеф по-своему красив. Он не лишен декоративных качеств. Он как бы вырезан на доске, и мастер нашел гармоническое соотношение между силуэтами фигур в свободным полем рельефа. Изображение отличается динамичностью, выразительностью и декоративностью. Изготовлен он, безусловно, местным мастером и принадлежит, очевидно, могильнику, на далекой окраине которого много курганов н гробниц негреческого типа 19.
Среди местного населения на западном побережье Крыма в первые века н. э. преобладали скифы и сарматы. К какому же кругу и к какому времени следует отнести надгробный рельеф нз с. Поповки?
Раздел: Книги
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.