Культура античности. Часть вторая

Раздел: Книги

Сопоставление рельефа с позднескифскими убеждает, что общие черты ограничиваются по преимуществу сюжетными признаками. И там, и здесь изображается всадник с копьем в руках. Правда, у всадников в позднескифских рельефах и в изделиях греко-скифского художественного ремесла копья обычно короткие, тогда как в рельефе из с. Поповки копье длинное, напоминающее копья в изображениях сарматской конницы у отдельных всадников на фресках Боспора 13 и на рельефе Трифона из Танаиса и. В поэднесвифских надгробиях, так же как и в надгробии из с. Поповки и в боспорских росписях, охота на оленя изображалась 1Ь, тогда как на Боспорских стелах мы ее не видим. На фракийских вотивных рельефах довольно часто встречаются изображения охоты на кабана. Сиренообравных существ, изображенных на рельефе из с. Поповки, в надгробиях поздних скифов, Фракия и Боспора мы не встречаем.
Основное отличие рассматриваемого надгробного рельефа от греческих, фракийских, синдских и позднескифских заключается не столько в иконографических мотивах, сколько в стиле. Характер резьбы под прямым углом к полю рельефа заставляет вспомнить приемы резных рельефов на деревянных досках, широко представленных в этнографическом материале. Такого рода резьба с жесткими контурами не характерна для греческих и позднескифских рельефов, где грани фигур обычно закруглены,
смягчены и, как правило, пластичны м. На Боспоре такая манера встречается, но по преимуществу в поздних сарматизованных надгробиях п.
По приемам резьбы по камню п по некоторым другим иконографическим и стилевым особенностям надгробие из Поповки можно сопоставить с рельефом из дер. М. Козырка на Бурском лимане, к северу от Ольвии 1в. Перед вами явно варварское надгробие, в котором использовались мотивы, распространенные в стелах Фракии, встречающиеся также и на Боспоре (сцена инвеституры и охоты на кабана) **. Силуэты фигур вырезаны теми же приемами, что и на рельефе, но стиль иной, более застывший, статический. Элементы движения сохранились лишь в сцене травли кабана двумя собаками, напоминающей аналогичный мотив в росписи склепа № 9 Неаполя Скифского ы. Манера изображения животных на рельефах из Поповне и из М. Козырни имеет ряд общих черт: много общего в изображении собак и пропорциях коня, с характерным сильно вытянутым корпусом и несколько приподнятым у хвоста крупом. Разница лишь в том, что конь на рельефе из Козырки неподвижен, в рельефе же из Поповки он дай в движении. Стела из Козырки, возможно, вотивная, а не надгробная: в ней сильнее выражен иератический культовый элемент, в особенности в сцене инвеституры. Стела примечательна тем, что на крупе коня и под конем вырезаны сарматские злаки. Они входят в смысловое содержание и композицию рельефа как составная его часть и ему одновременны. Сарматские вваки и стиль рельефа из Козырки уточняют его датировку (первая половика III в. и. э.) и позволяют предположительно отнести этот памятник в рельефам сарматского круга с явными признаками фракийских и повднескифских влияний.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *