Культура античности. Часть вторая

Раздел: Книги

Подобный прием изготовления архитрава вместе с фризом — явление в греческой архитектуре довольно редкое. Он известен в храме Асклепия в Эпидавре! и в святилище Афины Никефоры в Пергаме2. Такой же прием обнаруживается при рассмотрении архитектурных фрагментов дорическо» го ордера, происходящих из Мирмекия *. Правому концу плиты придана ступенчатая форма, специально сделанная для лучшего соединения отдельных частей здания и для наиболее крепкой конструкции.
На плите архитрава сохранился фриз с четырьмя триглифами п тремя метопами, как на фризе портика храма Асклепия в Приене 4. На триглифах вырезано по два вертикальных канала и два полуканала. В верхней части они заканчиваются не полукруглыми арапками, а прямой линией, что характерно для построек эллинистического периода 6. Боковые полу-каналы вверху отделаны тонко вырезанными выемками, с подчеркиванием нависающих слезничков, совершенно так, как на триглифе Асклепиейонг. в Приене ®. Гладкие метопы имеют несколько вытянутые формы и отступают немного вглубь от плоскости архитрава. Полочка с почти цилиндрическими гулами отделяет фриз от архитрава. На верхней плоскости плиты вырезан пирон в форме ласточкина хвоста.
У плиты карниза — гейсона сбита левая сторона. Изготовлен он из местного плотного известняка (рис. 3). Под выносной плитой сохранились мутулы, на которых помещены низкие капли. Край карниза довольно сильно профилирован, и лицевая сторона прорезана глубокими бороздками, окрашенными в красный цвет. Сверху плиты карниза сделана подтеска для сбора воды и направления ее к водосточному желобу, небольшое отверстие которого было украшено маской льва. Об этом позволяют судить остатки рельефной гривы, уцелевшие на карнизе. Капитель, обнаруженная перед портиком, отличается небольшой высотой. На эхине вырезаны три ремешка, абака завершена небольшим карнизом. Очень близкий профиль имеет капитель святилища Деметры в Приене II в. до н. э.7 (рис. 4). На поверхности абаки и эхина капители сохранился тонкий, но достаточно плотный слой левкаса белого цвета. Судя по следам красной краски, пояс ремешков был окрашен.
Сохранившаяся часть колонны состоит из двух барабанов диаметром
0,65 м, высота ее 1,35 м. Ствол покрыт двадцатью каннелюрами. Барабаны сделаны из местного камня и сверху покрыты слоем белой штукатурки, очень тонкой и чистой, которой были замаскированы швы между барабанами, и вся колонна казалась выполненной из белого мрамора.
Вновь открытый памятник боспорской архитектуры является уникальным по сохранности его росписей. На всех частях антаблемента здания сохранился ровный слой краски, которая глубоко проникла в поры камня и в отдельных местах, например на гейсоне, лежит густым плотным

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *