Где же кроются истоки этого стиля? Думается, что они уходят своими корнями в резные, может быть, наскальные, а в отдельных случаях деревянные и костяные изображения, а также в рисунки на отдельных камнях, столь характерные для сарматов первых веков н. э. Может быть, наиболее законченное воплощение этот стиль получил в по-своему красивых сарматских знаках и в геометрически четком узорчатом орнаменте на зеркалах 2*.
В голове коал на криворожской плите **, в рисунках животных и в знаках Стасовского склепа а4, в граффити на стенах здания с фресками 1Ь, в геометризованных росписях склепа № 8 Неаполя Скифского м, в узорах миниатюрны! зеркал сарматского типа отражен единый и^месте с тем сложный процесс формирования сарматского стиля и его распространения не только в сарматской, но и в боспорской и позднескифской среде. Этот процесс, как можно убедиться по прилагаемой карте (рис. 3), охватывает широкие территории Северного, Северо-западного и Северо-восточного Причерноморья, в общем совпадающие с районами расселения сарматских племен и распространения сарматских знаков 27.
Некоторые нз особенностей сарматского стиля обусловлены общими процессами огрубения искусства поздней античности. В изображениях животных и в меньшей мере человека, в особенности на первых порах, в нем немало яшвых реалистических наблюдений; в орнаменте и знаках сказывается вкус к условности, линейности, геометризму, узорчатости. Иногда животные, люди и знаки изображаются рядом, на одном и том же
камне, плите, рельефе, на стенах склепа или здания (Криворожская плита, рельеф ив Козырки, Стасовскнй склеп, граффити на стенах ядмния с фресками Неаполя Скифского). И тем не менее этот многогранный процесс с локальными особенностями в различных районах Причерноморья имеет, по-видимому, под собою единую этнокультурную основу и тесно связан в первую очередь с сарматской художественной культурой.
Отражение этого процесса, осложненного внешними влияниями, мы видим е в рельефах сарматского круга. В их числе одним из лучших и наиболее характерных по стилю можно признать надгробный рельеф и Поповки.
И. Г. ШУРГАЯ
Из ИСТОРИИ АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ КЕРАМИКИ
в
Раздел: Книги
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.