Культура античности. Часть вторая

Раздел: Книги

в оформления нижней части сосуда сближает ее с гндрией из Нью-Йорка, опубликованной Р. Пагенштехером 5. Эрмитажная амфора отличается от нью-йориской гидрии отсутствием надписи на тулове и расположением ручек, которые слегка возвышаются над плечиками сосуда *, тогда как ручки нью-йоркской вазы располагаются значительно ниже плечиков. Но в целом форма эрмитажной амфоры очень близка нью-йоркской гндрнн; опубликовавший последнюю Р. Пагенштехер отмечает ее весьма небольшие размеры сравнительно с другими вазами. Эрмитажная амфора походит также и на гидрию на Каирского музея, опубликованную К. Эдгаром 7. По размерам каирская гидрия больше эрмитажной (0,47 м), однако, за исключением венчика, ручек и деталей росписи, она в общем близка эрмитажной амфоре Поверхность публикуемой амфоры покрыта поясками красного, черного и белого цветов. Белая краска, как наименее прочная, сохранилась лишь местами. От окрашенного в красный цвет венчика пояски опускаются к плечикам. Между двойными поясками черного цвета на горле нанесены красной краской четыре узкие полоски. На плечиках располагаются широкие и узкие полосы красного и черного цвета. Верх-нюю часть ручек охватывает черная широкая полоска, которую, стрелообразно спускаясь с каждой стороны ручки по тулову, разделяет широкий незакрашенный фриз средней части тулова на две зоны, украшенные стреловидными бутонами лотоса. Узор исполнен тонким слоем красной краски и плохо различим. Низ сосуда обведен двумя красными поясками. Орнамент на поясков — характерный элемент в росписи керамики Гадра. Бутоны лотоса отмечены Р. Пагенштехером и в росписи упомянутой гид-рии из Нью-Йорка *. Нью-йоркская гидрия по надписи на тулове датирована 271 г. до н. 9. По-видимому, к тому же времени, т.е. к 70 годам III в. до и. э., следует отнести и рассматриваемую амфору 10. Не исключено даже, что эрмитажная амфора и нью-йоркская гидрия происходят ив одной и той же керамической мастерской Александрии.
Вторая ваза эрмитажного собрания (Б7649) отличается от первой формой и манерой росписи тулова, хотя сюжет росписи тот же — бутоны лотоса стреловидных очертаний. Сосуд имеет вид небольшой приземистой амфоры с двумя горизонтальными ручками. Как отмечено выше, исходная форма гидрии не всегда выдерживалась александрийскими гончарами, чему мы имеем здесь яркий пример. Высота сосуда 0,31 м, наибольший диаметр тулова 0,25 м. Вазы, сходные по форме с эрмитажной амфорой, можно видеть среди сосудов из некрополя Шатби 11 и в коллекции Каирского музея Глина буро-красноватая, темная с крупными включениями минералов черного цвета, по-видимому специально добавленных гончаром в тесто. Такая глина в керамике Гадра встречается весьма редко, но была все же отмечена при описании ряда сосудов из некрополя Шатби и. Поверхность амфоры обработана следующим образом: непосредственно на глину нанесено покрытие черного цвета, поверх которого наложен слой белой обмавкя, сохранившейся лишь на тулове и горле сосуда. Роспись

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *