Культура античности. Часть вторая

Раздел: Книги

Гадра, выявляемые прежде всего в системе росписи, позволяют разделить их на две основные группы: вазы с росписью на незакрашенном фоне, сохранившем естественный цвет глины, и вазы со светлой облицовкой 1в. В зависимости от характера обработки поверхности тулова сосуда роспись могла быть или полихромной, или выполнена жидким черным лаком, которым наносились силуэтные рисунки. Обе эрмитажные амфоры расписаны не только с применением черного лака, которым исполнены пояски, но и с использованием красной и белой краски. Не вдаваясь в описание сюжетов росписи ваз тусклым черным лаком с геометрическими или растительными узорами 17, отметим, что широкое использование чернофигурной росписи в декоре ваз Гадра большинством исследователей трактуется как своего рода «архаизация» вазовой живописи. Причины подобной «архаизации» приводятся различные, однако мнения исследователей сходятся на том, что керамическое производство Александрии, в частности керамика Гадра, представляет одно из проявлений возрождения чернофигурной росписи. Последняя прослеживается в керамической продукции Апулии, Беотии, Кипра, а также Северного Причерноморья. М. И. Ростовцев отмечает в керамике Гадра влияние двух тенденций: с одной стороны, возрождение стиля росписи архаической эпохи, о чем уже упоминалось, с другой стороны, отражение существовавшего в Александрии эллинистического времени обычая хоронить прах победителей на состязаниях в урнах, которые представляли подражания панафинейский амфорам 18. Опубликованный недавно новый материал об эллинистических панафинейский амфорах углубляет наши знания о поступлении панафинейский амфор в Птолемеевский Египет и позволяет шире поставить вопрос о влиянии так называемых поздних панафинейский амфор на керамику Гадра 19. Р. Эдвардс приводит семь фрагментов панафинейский амфор, происходящих из коллекции JI. Бенакки в Александрии. Место их находки — некрополь Гадра. Любопытно в этом отношении свидетельство Афинея, который сообщает, что на одном из празднеств при Птолемее IV Филопаторе в процессии несли 16 серебряных панафинейский амфор, представлявших, по-видимому, копии подлинных панафинейский амфор 2о. В упомянутой коллекции JI. Бенакки имеется гидрия Гадра, на тулове которой изображена панафинейская амфора эллинистического времени и. Таким образом, проникновение панафинейский амфор в Александрию следует считать несомненным гг. В Александрии изготовлялись чернофигурные амфоры, являвшиеся по форме и характеру росписи копиями поздних панафинейский амфор 23. Вот почему в керамике Гадра так сильно отразилось влияние поздних панафинейский амфор, которые соответственно культовой традиции изготовлялись в виде чернофигурных ваз. Влияние это особенно заметно на вазах Гадра с агонистическими сюжетами 24.
Керамика Гадра не выходит за рамки конца IV—III в. до н. э. Р. Па-генштехер относит начало производства ваз Гадра к самому концу IV в. до н. э., т. е к началу царствования Птолемея I Сотера 2Б. Прекращение

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *