Культура античности. Часть вторая

Раздел: Книги

слоен. На плите архитрава расписан весь фриз: синей краской покрыты триглифы, под тешей, окрашенной в красный цвет, синий цветом выделена полочка, а низкие, почти цилиндрические гут ты — красные. На нижней плоскости гейсона, вдоль ряда мутул, нанесена широкая, до 5 см, по* л оса красной краски: она указывает, насколько карниз был выдвинут над фризом, и тянется над ним в виде красной ленты. Прямоугольные мутулы покрыты синей краской и отделены одна от другой каналами, окрашенными густым красным цветом. При такой раскраске отдельных компонентов декора вертикальные линии триглифов, увенчанных синими нутула-ми, в сочетании с белыми ребристыми колоннами создавали впечатление большей высоты здания и делали его еще более стройным.
Весь декоративный пояс росписи был заключен между двумя красными полосами — нижней, проходящей под фризом, и верхней — на гейсо-не. Яркая роспись хорошо гармонировала с общий ритмом архитектурных форм здания.
В Центральной научно-исследовательской лаборатории по реставрации и консервации музейных ценностей было проведено спектральное исследование и сделан качественный анализ красок, которыми расписано здание. Красная краска с плиты архитрава определена как красная охра со следующими компонентами: Си — мало, Р1 — нет, Ре — много, Si — мало, А1 — мало, Sb — нет, Na — мало, Bi — нет. Синяя краска, взятая с гейсона, предположительно определена как александрийская фритта, она содержит Си — очень много, РХ — нет, Fe — нет, Si — много, А1 — есть, Sb — нет, Na — мало, Bi — нет 8.
Стиль портика близок стилю архитектурных сооружений эллинистических городов Малой Азии — Приены, Пергаыа и Магнесии на Меандре. Это сходство видно как в планировке, например однонефных портиков и стой агоры в Лриене *, так и в отдельных элементах здания, выдержанного в стиле эллинистической дорики: низкой капители, низком антаблементе, в незначительной высоте регул и капелек, трактовке каналов триглифов.
Большой интерес представляют и куски расписной штукатурки, найденные при раскопках этого сооружения. Среди них встречены части рельефного фриэа в виде полосы меандра 10, профилированные части карнизов с различными орнаментальными полосами лесбийского кнматия, ов, плетенки, растительных мотивов. Одни куски расписной штукатурки имитируют мозаику, другие — разноцветный мрамор третьи — части архитектурного пояса в виде тонко исполненных из стукко белых канне-лированных колонок на красном фоне. Подобный мотив декорировки стен пантикапейских ададий был известен и ранее и. Он близко напоминает роспись стен в доме Салюстия ш в Помпее и в одной ив жилых домов Приены и. Гамма красок очень многообразна: она включает красный, желтый, коричневый, зеленый, голубовато-серый и черный цвета со всеми оттенками и полутонами. В росписи чувствуется мастерство исполнителя, выраженное в правильном чередовании светотени, в тонкости исполнения и в прекрасной фактуре.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *