Единство стиля, сюжета и колорита объединяют вновь найденные росписи с теми, что впервые были обнаружены в Пантикапее К. Е. Думбер-гом.
Открытое в 1963 г. здание с портиком относится к началу II в. до н. э. Эта дата устанавливается как по особенностям архитектурного стиля и декорировки самого здания, так и по сопровождающему археологическому материалу (керамика и монеты). При раскопках здания были найдены большие сероглиняные, покрытые жидким лаком плоские блюда, чернолаковые с прямым краем и прилепными ручками килики, мегарские чаши, многорожковые светильники. Амфорный материал и клейма на черепице подкрепляют эту дату.
Из 59 найденных там пантикапейских монет 25 относится ко II в. дон. э., 22 монеты — к III и 11 монет — к I в. до н. з. К I веку н. э. принадлежит только одна монета Аспурга 14—41 г. н. э.15
Система раскраски портика имеет иного общего с раскраской про-скения театра Приены, сооруженного также в начале II в. до н. в.: теши архитрава были пурпурно-красными, метопы оставались незакрашенными, а триглифы светло-синими 1S.
Время сооружения здания с портиком — начало II в. до н. э.— является наименее исследованным периодом истории Пантикапея. Исторических свидетельств об этом периоде сохранилось мало. Известно только, что у власти находились, сменяя друг друга, несколько царей: один из них носил имя Спартока (IV), трое — назывались Перисадами. Последний из них — Перисад V в 109 г. до н. э. передал власть понтийскому царю Митридату Бвпатору. За этим последовали бурные события, связанные с восстанием Савмака и его подавлением. Исследуемое нами здание было свидетелем всех этих событий. Оно погибло в конце II или в начале
I в. до н. в.
В результате археологических исследований, производившихся в 40 годы, В. Д. Блаватский отметил 17, что в Пантикапее в III—II ее. до н. э. на восточном и южном склонах горы Митридат производились большие перепланировочные работы, связанные с сооружением крупных общественных построек на террасах, укрепленных подпорными стенами.
Та же картина наблюдается я на северном склоне, где для возведения общественных зданий делались искусственные расширения террасы путем среза нависающей сверху ступени материка. Большой масштаб этих работ, а также высокие архитектурные достоинства здания с портиком, возведенного, безусловно, с большим мастерством 18, говорят о высоком уровне экономической жизни Пантикапея в этот период. Последнее наблюдение существенно дополняет наши сведения относительно общей истории Боспора этого периода.
И. С. НИКОЛАЕВ
Художественные закономерности в композиции Гардского моста1
Раздел: Книги
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.