Литография

Родившаяся на рубеже XIX в. литография дала графике очень для нее принципиальные художественно-технические возможности, способствовала обогащению ее изобразительного языка и обеспечила ей широчайшее распространение.

Она сблизила печатную, массовую графику с свободным карандашным и перовым рисунком (так как техника рисования на камне была достаточно близка к тому, что делалось на бумаге) и избавила художника-автора от посредничества гравера-репродукциониста. Ее художественные возможности успел еще оценить в конце жизни Ф. Гойя, выполнивший на камне несколько энергичных и свободных рисунков серии «Бой быков». Сочными контрастами света и тени, пластической энергией и тонко разработанной фактурой отличались литографии Т. Жерико, изображающие лошадей.

Во Франции вторая четверть XIX в. выдвигает популярных мастеров ностальгического жанра, прославляющего отшумевшие наполеоновские походы и поддерживающего романтический культ свергнутого императора в литографиях Н. Шарле и О. Раффе. На первый план все больше выходит графика художественно-прикладного, информационного характера. Широко распространяются литографированные виды городов, тщательно и достоверно прорисованные с натуры, официальные портреты и проч. Наконец, литография дала активный, броский язык развивающейся графической сатире.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *