Лукас Кранах Старший

Как-то раз погожим летним деньком в саду одного из домов города Виттенберга работал художник. Заказ, роспись деревянного стола виноградными гроздьями, был срочным и живописец спешил, чтобы выполнить его к назначенному часу.

Когда работа была закончена, мастер полюбовался на творение своих рук и ушел мыть кисти. И тогда синица, желая полакомиться нарисованными ягодами, спустилась на только что расписанную столешницу. Имя живописца, чье мастерство было столько велико, что ввело в заблуждение птицу, Лукас Кранах Старший.Он обладал универсальным художественным талантом, потрясающим трудолюбием и крепкой финансовой хваткой. За пять десятков лет службы придворным живописцев саксонцев Лукас Кранах Старший создал около тысячи живописных работ, повлиявших на дальнейшее развитие немецкого искусства. Настоящая фамилия художника Мюллер, а Кранах это псевдоним, образованный от названия городка Кронах в Верхней Фраконии, где он появился на Свет в 1472 году.

На сайте справочной службы krasnodar.nashaspravka.ru удалось узнать что дед и отец Лукаса были художниками. Когда юноша научился у них основам живописи, он покинул отчий дом и отправился путешествовать. Некоторые время Лукас провел в Нюрнберге, работая в мастерской Альбрехта Дюрера. Затем 5 лет жил в Вене, где создал свои первые значительные работы: «Голгофа», «Распятие» и «Отдых на пути в Египет». В 1504 году Лукас Кранах прибыл в просвещенный университетский город Виттенберг. Работы молодого художника привели виттенбергского курфюрста в такой восторг, что он не только сделал Лукаса своим придворным живописцем, но и пожаловал ему дворянский титул.Как истинный универсал эпохи возрождения Кранах был мастером на все руки. Он не только писал прекрасные картины, но и делал эскизы для тканей и гобеленов, занимался резьбой по дереву, лепкой моделей для церковной утвари и светских безделушек, придумывал костюмы для придворных, изготовлял карнавальные маски, разрабатывал формы для подсвечников, украшал кареты и лошадиные попоны. Но особой популярностью все же пользовались написанные Кранахом портреты.

Художнику охотно позировали саксонские аристократы, богатые горожане, ученые и представители высшего духовенства, как реформаторы, так и враждующие с ними католики. Кардинал Альберт Брандербургский , рьяный противник реформации, в мае 1529 года сделал Кранаху самый крупный заказ в истории немецкого искусства – 142 картины для собора в Галле. Художник с радостью взялся за выполнение кардинальского заказа, но это не мешало ему в тоже время рисовать иллюстрации к памфлетам, высмеивающим папу и духовенство. Для мастера не имело значения для кого работать, лишь бы творческий процесс приносил удовольствие.Кранах был потрясающе работоспособен, современники называли его «быстрым художником». Однако, заказов было так много, что производство картин пришлось поставить на поток. В огромное комнате под контролем мастера работали 12 молодых художников, в том числе и двое сыновей Кранаха. За полвека, прожитых в Виттенберге, Лукас Кранах превратился из безродного странствующего художника в самого богатого жителя города. В 1512 году он приобрел свой первый большой дом, в котором поселился с молодой женой, дочерью богатого пивовара. После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе и стал наставником Иоганна Фридриха, сына нового курфюрста. Когда Иоганн вырос Кранах отправился с визитом в Саксонию, чтобы сосватать за своего воспитанника Сибиллу Клевскую, дочь саксонского курфюрста. Необыкновенная красота девушки покорила стареющего художника. Сибилла на долгие годы стала его музой и воплощением идеала женской красоты. Поговаривали, что прекрасная Сибилла отвечала художнику взаимностью и с удовольствием позировала ему. В период с 1526 по 1537 годы у всех Венер, Юдифий, Долил и Лукреций, которых писал Кранах, было лицо Сибиллы. Кранах создал новый идеал женской красоты, так называемый кранаховский тип, который во многом повлиял на представления его современников о совершенной женщине. Эти картины пользовались огромным спросом и мастерская Кранаха работала без устали, создавая бесчисленные копии с оригинальных картин мастера.В 1547 году курфюрст Иоганн Фридрих проиграл сражение за Виттенберг и попал в плен. Только благодаря хлопотам знаменитого художника бывшему правителю заменили смертную казнь ссылкой. Кранах, верный Сюзерену, раздал свое имущество наследникам и разделил тяготы изгнания с Иоганном и его женой Сибиллой. Их последним пристанищем стал Веймар. 16 октября 1553 года Лукас Кранах Старший умер. В наши дни картины, написанные великим художником, украшают лучшие музеи мира. Кранах создал собственный мир, причудливый и наивный, превратив немецкое княжество в волшебную страну.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *