Другой мастер сатирической литографии 40—50-х гг. П. Гавар- ни мягче, его не лишенная порой грустного сочувствия иронияобращена к быту и нравам разных слоев парижского общества, которые он передает в живых, подвижных сценках с краткими подписями-диалогами. И его литографский карандаш легче, чем у Домье, подвижный серебристый штрих лишен скульптурной плотности, скорее живописен и сочен. Традиция повествовательной, сатирически-бытовой литографии была продолжена во Франции конца XIX — начала XX вв. в социально заостренных уличных сценах ТА. Стейн- лена, в лаконично-острых набросках Ж. Л. Форэна. Графика этих поздних мастеров нервнее и лаконичнее, чем та, что была в середине века. Живая подвижность импрессионистического рисования, ломающий форму драматизм экспрессионистов успели изменить и обострить само ощущение графичности. Но основной путь развития самостоятельного графического искусства идет уже не через эти сюжетные жанры.
В 1866 г. в Париже было основано «Общество аквафортистов», предпринявшее издание авторских альбомов офортов своих членов. Среди его участников представители разных поколений — крупнейшие мастера французской живописи:
К. Коро, Ж. Ф. Милле, О. Домье, Ш. Ф. Добиньи, Э. Дега, К. Писсарро и связанные с Парижем мастера других школ — Дж. Уистлер, И. Б. Йонкинд. При всех стилевых и индивидуальных различиях офорт для них — камерный и свободный графический язык, удовлетворяющий потребность в глубоко личном лирическом переживании мира. Таков он в сущности даже у сурового реалиста Милле, тем более у таких мастеров лирического пейзажа, как Ш. Ф. Добиньи и К. Коро.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.